ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Михайлов Спиридон Михайлович.
Как писал о себе Спиридон Михайлович Михайлов 5 сентября 1860 г. в письме видному русскому историку М.П. Погодину. К приведенным словам добавил: «Следует и из них кому-нибудь писать для общей пользы». Конечно, под словом «писатель» Михайлов понимал человека пишущего — сочинителя и научных трудов, и художественных произведений, и газетных статей.
Родился он 16 (28) декабря 1821 г. в выселке Юнгапоси из деревни Юнги-Ядриной Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района Чувашской Республики). Выселок был основан при императрице Екатерине II прадедом Спиридона — Маковым Ивановым-Яндушом — богатым и мудрым человеком.
Предки Михайлова с конца XVI в. до 1724 г. были служилыми чувашами Ядринского полка. Его пращур Тевель в 1696 г. под началом Петра I воевал под Азовом вместе с козьмодемьянскими стрельцами.
Отец С.М. Михайлова Михаил Семенович Семенов был государственным крестьянином среднего достатка, знал чувашский и русский языки, мать Стефанида Николаевна Николаева, родившаяся в д. Чиршикасы, была развитой женщиной, владела кроме чувашского также марийским и русским. От первой жены у Михаила Семеновича были две дочери, от Стефаниды — сыновья Димитрий, Григорий, Спиридон, Илья, Николай, дочери Татьяна и Пелагея. Дети вырастали здоровыми, крупными, сильными. Сыновья были атлетического телосложения. Димитрий служил старшим канониром в гренадерской артиллерии, Николай — в артиллерийском полку в Херсоне.
Сам Спиридон, в детстве красивый, миловидный мальчик, рос любознательным, впечатлительным. Уже в 6—7 лет он участвовал в домашних работах, помогал матери прясть. К его отцу время от времени заезжал русский дос (приятель) — козьмодемьянский купец Т.Ф. Михеев, служивший прежде волостным писарем Орининской волости. Ему, не имевшему сыновей, нравился Спиридон. Он ласкал его, обещал взять на воспитание и выучить русской грамоте. Спиридон Михайлович позднее писал: «Я любил рассматривать духовные книги у приходского священника в приезд его к родителям моим по разным требам. Книги мне казались божеством, а буквы в них драгоценностью. За неимением книг я любил чертить мелом на стенах подражание писарям и малевать разных птичек и зверьков...». Мальчик рвался в город, чтобы выучиться грамоте. В 1829 г. он был отвезен к купцу Михееву. Самому купцу некогда было заниматься ребенком. Мальчик терпел оскорбления и унижения. Но была в доме Михеева жившая у него родственница, купеческая вдова Анна Кузьминична Дворникова, добрая, душевная русская женщина, которую он впоследствии с полным основанием называл второй матерью. Она научила Спирку читать и писать. Помог мальчику и репетитор — писец магистрата.
После того, как купец Михеев умер в Астрахани в 1834 г., Михайлов в тринадцатилетнем возрасте «вышел в люди». Четыре года проработал он помощником писаря в волостных правлениях Козьмодемьянского и Ядринского уездов, в частности, в Татаркасинской и Болыпешатьминской волостях, почти столько же — писцом у чиновников земской полиции в Козьмодемьянске. В эти годы он непрестанно занимался самообразованием. Читал служебную литературу, религиозные книги, популярные рассказы, сказки. С восемнадцати лет пристрастился к чтению научной и художественной литературы. Об этих годах Михайлов вспоминал: «Грамотность ценил я выше всего; только жалею, что цветущие годы свои я провел в грязи между дурными людьми; делать было нечего: пробивая себе дорогу без покровительства и средств, мне и грязь казалась добрым путем». Правда, встречались на его пути и доброжелательные русские люди. В 1839— 1841 гг. Михайлов работал у станового пристава А.В. Писриева, участника Отечественной войны 1812 г. Этот чиновник, в отличие от других, терпеть не мог злоупотреблений и произвола власти, имущих среди чувашей и марийцев. У него Михайлов научился канцелярскому делопроизводству. С благодарностью писал он о приставе: «Служил я у него ровно три года, и эти последние три года были порядочною школою для меня».
«ИЗ МИЛЛИОНА ЧУВАШ И ЧЕРЕМЕС - Я ПЕРВЫЙ ЕЩЕ ПИСАТЕЛЬ В РОССИИ»
В 1842 г. С.М. Михайлов, как образованный человек, в совершенстве владевший русским, чувашским и марийским языками, был принят переводчиком чувашского языка и письмоводителем в Козьмодемьянский земский суд — основной административно-полицейский орган уезда, возглавлявшийся исправником. Здесь он проработал до конца своей жизни — 19 лет.
Портрета Михайлова не сохранилось. Однако из записи рассказа его брата Димитрия известно, что Спиридон Михайлович был крупным человеком — велик ростом, широк в плечах, полный. «Волосы у него были, также и борода с усами, рыжие, бороду не носил, брил; лицо и нос были чистые, приятные, только на правой (в действительности — на левой) щеке около глаза был маленький рубчик... Глаза были серые».
В 1843 г. Михайлов женился на русской девушке из мещанского сословия Екатерине Петровне, которая знала грамоту и разделяла стремление мужа к самообразованию. Сам Спиридон Михайлович всю свою жизнь числился в крестьянах. И жена его была переведена в государственные крестьяне.
И в годы работы в земском суде жизнь Спиридона Михайловича не была сладкой. Человек исключительной честности, он не имел никаких других средств к существованию, кроме жалованья. Он с женой (детей у них не было) и приемной дочерью Феодосией жил всю жизнь в нехватке. К концу жизни, заняв у бывшего исправника И.П. Арканова 70 рублей, приобрел в городе небольшой дом. Но после смерти Спиридона Михайловича по требованию Арканова через суд дом вернули продавцу.
Три раза собирались отдавать Спиридона Михайловича в солдаты. Первый раз — односельчане, затем — в 1848 и в 1856 гг. — злобствующие чиновники.
Деятельность Михайлова.
С поступлением в переводчики С.М. Михайлов обнаружил в архиве земского суда множество старых журналов и с жадностью перечитывал их. Его настольной книгой была «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Он внимательно изучил книги А.А. Фукс о чувашах и марийцах, В.А. Сбоева — о чувашах, «Историю Пугачева» А.С. Пушкина, многие исторические, археологические, этнографические, статистические, географические сочинения, с 1843 г. регулярно читал «Журнал Министерства внутренних дел», «Журнал Министерства народного просвещения», «Москвитянин», где печатались научные статьи, «Казанские губернские ведомости», официальные правительственные газеты. Стал высокообразованным человеком и приобщился к русской культуре.
В 1850 г. он решился писать статьи в «Казанские губернские ведомости». Долго собирал, беседуя со старожилами, материалы для своей первой статьи «О пребывании в городе Козьмодемьянск государя-императора Павла Петровича с великими князьями Александром и Константином Павловичами...». В декабре 1851 г. она была послана в редакцию «Казанских губернских ведомостей» и в январе следующего года была опубликована. Редактор газеты А.И. Артемьев вдохновлял Спиридона Михайловича на сочинение новых работ. Видный востоковед профессор И.Н. Березин, редактировавший газету в 1852—1853 гг., также благожелательно относился к Михайлову, направил его творческую деятельность, в 1853 г. на свои средства выпустил книгу С.М. Михайлова «Чувашские разговоры и сказки».
Следующие три статьи о любви рыбака к монарху, об обретении иконы чудотворца Николая в д. Юнги-Ядриной в 1777 г., о старинной часовне около той деревни, направленные в «Казанские губернские ведомости» в 1852 г., не увидели света. Редакцию интересовали статьи этнографические, археологические, исторические. Михайлов понял это. В том же году он опубликовал в той же газете пять статей. Второй по счету была «Балдран-базар в Козьмодемьянском уезде», в котором рассказывается о весеннем народном, в основном молодежном, гулянье близ д. Сарлейкиной. Сюда собирались чуваши и марийцы, приходили и русские крестьяне. В этом районе, указывает автор, нередко у марийца жена — чувашка, а у чуваша — марийка, в одной и той же деревне говорят на двух языках, оба народа живут дружно, для них полезно и общение с русскими крестьянами.
Отрывки из приданий.
Первые исторические сведения о родном народе Спиридон Михайлович нашел в его преданиях. В статье «Предания чуваш» говорится о представлениях чувашей о народах и языках мира, о прибытии их предков на Волгу «из-за черного моря и из-за дальних гор», о происхождении их от древнего предка Чуваша, о пережитках кочевнического быта чувашей (транспортировка поклажи вьюком и пр.), об их хозяйстве и быте при оседлой жизни, о тяжелой жизни в Казанском ханстве, о мирном присоединении их к России, помощи русским войскам в завоевании Казани. Интересны сведения о языческих верованиях чувашей, их крещении и степени распространения православия.
«Чуваши верховые, — пишет автор, — к низовым имеют какое-то особенное уважение и называют их старинными или коренными чувашами, так как низовые чуваши и до сих пор костюм свой не переменили, одеваются так же, как будто в старину, но верховые переняли манеры у черемис, по обычаю которых одеваются и живут».
В статье «Сундырская гора» С.М. Михайлов дает красочное описание и толкование городища времен Казанского ханства при селе Малый Сундырь, сообщает важные сведения о борьбе русских и горных марийцев против Казанского ханства. В статье «Еще о Сундырской горе» автор высказывает предложение о занятии этой крепости руководителем луговых мятежников Мамич-Бердеем.
Пятая статья «О музыке чуваш» посвящена музыкальной одаренности народа, в ней говорится о пузыре и пузырниках, гуслях и гуслярах.
В большом труде «Чувашские свадьбы» (печатание его завершено в 1853 г.) автор с глубоким знанием вопроса, прекрасным слогом описал свадебные обряды верховых чувашей, их одежду, украшения, пищу, средства передвижения, обряды, пляски и песни, родственные отношения и номенклатуру.
А. Невзоров в обзоре литературно-научной жизни Казани за 1852 г., помещенном в журнале «Москвитянин» писал: «Те, которые читали статьи г-на Михайлова, невольно удивляются его оригинальному, но простому и выразительному складу мысли и слова; в молодом еще чувашском писателе заметно даже умение обращаться с учеными предметами ученым образом, а в «Чувашских свадьбах» он является с русскими стихами».
Труды Михайлова.
В первой половине 1853 г. в «Казанских губернских ведомостях» в ряде номеров был напечатан замечательный труд С.М. Михайлова «Краткое этнографическое описание чуваш», который затем вошел в его книгу «Чувашские разговоры и сказки». В нем компетентно исследованы занятия, жилища, пища, одежда, постели, рождаемость и воспитание детей, праздники и увеселения, игры и игрушки, суеверия чувашей. Примечательно указание автора на то, что лад (лачуга) свидетельствует о былой кочевой жизни чувашей, что у некоторых верховых чувашей в середине XIX в. хранились старинные наряды, аналогичные одежде низовых чувашей. Автор предположительно утверждает, что чуваши происходят от разных племен, в них есть и болгары, и финны, и др. В прошлом известные как болгары, они стали выступать под именем чувашей после монгольского завоевания — падения Болгарского царства. Вторую часть книги составляют записи воспоминаний, преданий, разговоров (например, «Разговор анатри, т. е. низового чувашина, с вирьялем, т. е. верховым чувашином»), сказки, загадки, прибаутки, пословицы, песни, приметы. И.Н. Березин писал о книге, что она «составлена со знанием дела... Чувашский быт описывается очень рельефно. Очень любопытна глава о происхождении чуваш... Изданием чувашских текстов г-н Михайлов оказал большую услугу восточной филологии».
Вслед за этой книгой С.М. Михайлов опубликовал очерк о чувашах, прибывших вместе с автором в Казань и совершивших экскурсию по городу. Гидом выступал автор. Чуваши проявляли особый интерес к памятнику Г.Р. Державину, о котором они узнали много интересного. Автор завершает свой очерк словами: «Таким образом, и чуваши, слывущие доселе самыми необразованными инородцами, также любопытны, также умеют ценить добродетель не менее просвещенных людей и также способны к восприятию возвышенных понятий».
Во второй половине 1853 г. в «Казанских губернских ведомостях» печаталась статья С.М. Михайлова «Статистическое описание Козьмодемьянского уезда», в следующем году ее продолжение — «Статистические очерки Козьмодемьянского уезда». Здесь автор выступает как географ, экономист, социолог, этнограф, статистик. В труде он квалифицированно освещает территорию, реки, озера, почвы, климат, времена года, атмосферные явления, ископаемые богатства, флору и фауну уезда, вопросы об основании уездного города и учреждении уезда, народонаселение, историю и состояние Козьмодемьянска и крупных селений уезда, степень образованности населения, дает этнографические сведения о русских, чувашах и марийцах, населяющих уезд, характеризует сельское хозяйство, промыслы и судоходство в уезде, распространение огородничества и садоводства. Автор указывает, что чуваши отличаются возделыванием картофеля. В бурлаки ежегодно уходит до 4—5 тысяч человек (до 1/5 мужского трудоспособного населения уезда), а зимою многие жители по найму купцов-промышленников занимаются лесоразработками. В уезде на 70 тысяч сельского населения грамотных было только 290, а в 7 сельских приходских училищах обучались 187 мальчиков и 11 девочек.
Успехи в работе Михайлова.
Плодотворным был для С.М. Михайлова и 1854 г. Он сумел опубликовать два документа — 1894/95 г. и 1689 г. о землевладении чувашской ясачной общины и служилых чувашей.
В работе «О происхождении имени «чуваши»», направленной в Русское государственное общество и до 1972 г. оставшейся неопубликованной, С.М. Михайлов допускает, что предки чувашей могли жить в Сибири, указывает, что чуваши долгое время жили в Закамье, а затем, после нашествия на Болгарию монголов, переселились на правобережье Волги, смешиваясь здесь с марийцами и мордвою. В том же году был опубликован замечательный труд Михайлова «Свадьбы горных черемис Казанской губернии» — исследование свадебных ритуалов, праздничной одежды, пищи, песен горных марийцев. Опубликован был очерк «Капустки, простонародные игры в Козьмодемьянском уезде» — описание молодежной вечеринки с исполнением русских песен. На ней играли чувашские гусляры — кумиры русских девушек. «Многие из таких артистов поженились на русских девушках и живут очень хорошо».
С 1852 г. С.М. Михайлов оттиски своих печатных трудов и рукописи новых работ начал посылать в Русское географическое общество, в 1854 г. был избран его членом-корреспондентом.
В 1855 г. Михайлов опубликовал статью «Покровская ярмарка в Козьмодемьянском уезде». В ней рассказано об истории ярмарки, охарактеризован состав торговцев и товаров. Наряду с русскими купцами, на ней торговали марийцы, которых трудно было отличить от русских. Сюда собиралась русская и марийская молодежь не только для покупки нарядов, но и для знакомства и бесед. Марийские «девицы весьма грациозные, можно сказать, не хуже русских красавиц».
В 1856 г. С.М. Михайловым была опубликована «История службы козьмодемьянских ямщиков» — документы 1681 — 1709 гг. и исследование. В XIX в. ямщики стали кузнецами и обслуживали чувашские, марийские и татарские селения поволжских губерний.
В том же году он написал политический памфлет «Отчего чуваши давятся, и какие меры должно принять правительство для предупреждения этого явления?» и направляет его в Русское географическое общество. Автор доказывает, что «сухая беда» (тип шар), заключавшаяся якобы в том, что обиженный чувашин вешался во дворе обидчика — измышления некоторых этнографов. Отдельные случаи самоубийств среди чувашей имели социально-экономические и политические причины. Для пресечения этого нежелательного явления, произвола чиновников, совершенствования системы управления Михайлов предлагает заменить порочных чиновников хорошими, добросовестными, которые должны «обращаться с инородцами более разумно, поставив себя примером; с ними не пьянствовать и их не притеснять и не обманывать их на каждом шагу, а, напротив, стараться сколь возможно привлекать от них к себе доверие и тем заслужить уважение народа, а не так, чтобы они почитали начальников за врагов». Должности головы и писарей в волостных правлениях, по его мнению, должны замещаться чувашами. Для подготовки чиновников из чувашей, для просвещения народа необходимо больше открывать школ. Коштанов, мироедов, юмзей (знахарей и колдунов) из чувашей необходимо выводить, приобщить чувашей к православию путем проповеди в церквях на родном языке.
Очерк о Чувашии и народе.
В 1856 — 1860 гг. С.М. Михайлов работает над большой книгой «Историко-этнографический очерк быта чуваш», рукопись которой была отправлена в редакцию московского журнала «Сельское хозяйство», оттуда — в журнал «Библиотека для чтения». К сожалению, книга не вышла, а рукопись затерялась. Сохранились только неопубликованные отрывки из нее: о Сарые — чувашском наезднике (сотнике), боровшемся за вхождение своего народа в состав России, «Чувашские аристократы», «О приходских училищах в чувашских селах».
В 1856 г. Михайлов был утвержден членом-корреспондентом Казанского губернского статистического комитета. Свои научные труды он направлял в этот комитет, по представлению которого они печатались в «Казанских губернских ведомостях». В последующие годы им были опубликованы весьма содержательные историко-этнографические, социально-экономические и культурологические статьи «Село Ишаки в Козьмодемьянском уезде», «Историко-статистическое описание села Влади мирского-Басурманова в Козьмодемьянском уезде», «Село Чемеево в Ядринском уезде», «Село Подберезье в Свияжском уезде».
В статье «О ярмарках в Козьмодемьянском уезде в 1856 году и о ценах на привозные товары в г. Козьмодемьянске» Михайлов указывает, что цены на жизненные припасы, продукты, выросшие за последние годы в два раза, связаны с нравственными причинами, «которые скрываются в самом характере нашей торговли, а этот характер составляют барышничье, стачка и монополия... Хлеб у чуваш скупается за самую низкую цену, а потом богатый капиталист втридорога продает его беднякам-горожанам».
В 1856 и 1860 гг. С.М. Михайловым были опубликованы этнографические статьи «Масленица у горных черемис» и «Масленица в Козьмодемьянске». В 1858 г. был напечатан его ценный историко¬этнографический труд «Очерк расселения русского племени в Козьмодемьянском уезде». В 1859 г. он представил в Русское географическое общество исследование «Описание быта раскольников в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии», в котором автор, хотя и придерживается официальной политики в отношениях старообрядцев, но отмечает их трудолюбие, трезвость и порядочность. Последней опубликованной при жизни автора статьей было «Воспоминание о пугачевщине».
Художественные произведения.
В последние годы жизни С.М. Михайлов написал нравоучительные в социальном отношении актуальные художественные произведения — рассказы «Человек предполагает, а Бог располагает» и «Разговор на постоялом дворе», очерк «Злополучный сын».
В сентябре 1860 г. С.М. Михайлов предоставил в журнал «Москвитянин» свою автобиографию под названием «Писатель-самоучка из чуваш».
Все обнаруженные сочинения и письма С.М. Михайлова вошли в его «Собрание сочинений», и были изданы Чувашским книжным издательством в 2004 г. Годом раньше вышла монография В.Д. Димитриева «О чувашском ученом и писателе середины XIX века С.М. Михайлове и его сочинениях о чувашах, марийцах и русских Волжско-Сурского края».
К сожалению, 12 сочинений С.М. Михайлова, представленные в разные редакции и учреждения, до сих пор не выявлены. Среди них, кроме упомянутой книги «Историко-этнографический очерк быта чуваш», были работы: «Об умычке чувашских невест», «Описание быта черемис», «Древние тамги у чувашей», «Историко-статистическое описание посадов, сел и пристаней по реке Волге в пределах Козьмодемьянского уезда», «О звериных промыслах чуваш», «Историко-статистическое описание Козьмодемьянского уезда», «Описание лесного промысла Козьмодемьянского уезда», «О сельских приходских училищах и об успехах учения в них инородческих детей» и др.
При всей творческой многогранности С.М. Михайлов был главным образом этнографом, изучавшим быт и культуру верховых чувашей, горных марийцев и русского населения края. Полиэтнический состав уезда, в котором он жил и работал, способствовал формированию у него тонкого этнографического чутья. Не пренебрегая изучением материальной культуры, он отдавал предпочтение исследованию духовной культуры народов, обычаев и обрядов (особенно свадебных), праздников, игр, народной музыки, фольклора, семейного и общественного быта.
Описание географической среды.
Ученый не ограничивался фиксированием фактов, старался объяснить их генезис и рассматривать их в эволюции. Он очень чуток в фиксации объяснений новых явлений в быту и культуре народов. По его мнению, народ сам, в процессе труда, сообразуясь с жизненными потребностями, природно-климатическими условиями, географической средой, развивает свое хозяйство и культуру, но это развитие происходит не изолированно, в нем значительную роль играет взаимодействие народов. В быту и культуре своего народа Михайлов видел не только положительное, но и отсталое, замечал полезное в жизненном укладе русских и марийцев. Этнограф ратовал за сближение чувашского, марийского и русского народов. Для него характерны подход к этнографическим явлениям в социальном плане, дифференцированное рассмотрение этнографических параметров разных социальных слоев населения.
Михайлов не разделял страсти некоторых этнографов к экзотике и выдумкам. Он изучал жизнь, быт и культуру народа как человек, живший в его среде, вследствие чего труды его не содержат неточностей, все зафиксированные в них факты верны, суждения и выводы правильны. Этнографические труды ученого своей оригинальностью, свежестью и совершенством, точностью и правдивостью заслужили широкое признание современников автора и последующих поколений, они имеют неоценимое значение для науки нашего времени как добротный этнографический и исторический источник.
Как историк, С.М. Михайлов наметил верные пути к решению проблемы происхождения чувашского народа, прослеживал социальное расслоение чувашского общества в болгарскую и золотоордынскую эпохи, выяснил исключительно трудное положение чувашского народа в Казанском ханстве, его мирное вхождение в состав России, помощь русским войскам в завоевании Казани, изучил некоторые вопросы положения крестьян Чувашского и Марийского краев и их социальный протест в XVI—XIX веках.
Заслуги Михайлова.
Значительны заслуги С.М. Михайлова в изучении экономики, физической и экономической географии западного уголка Казанской губернии. Так называемые статистические работы ученого стали в настоящее время ценнейшими историческими источниками.
В своих публицистических выступлениях Спиридон Михайлович остро ставил злободневные вопросы общественной жизни, обличал прорехи местного управления, показывал тяжелое положение чувашских и марийских трудящихся, стремился вывести их из темноты и невежества.
Очерки и рассказы Михайлова, остро ставившие социальные проблемы и обнаженно отображавшие суровую правду жизни, составляют важный этап предыстории чувашской литературы.
В формировании мировоззрения и общественно-политических взглядов Михайлова определенную роль сыграло то, что он был выходцем из крестьян и по социальному положению был крестьянином, жил интересами народа, высказывал взгляды, близкие к просветительским, видел социальное и национальное неравенство в обществе, выступал против произвола и злоупотребления местных властей, за замену порочных чиновников добросовестными, за допущение в низовые органы управления Чувашии и Марийского края грамотных чувашей и марийцев. Он ратовал за распространение сети школ, усматривал их важное назначение в подготовке управленческого персонала, стремился улучшить постановку обучения в чувашских и марийских школах.
Труды С.М. Михайлова отличаются литературным совершенством, богатством содержания, глубиной мысли, логичностью, композиционной завершенностью, прекрасным стилем, богатым, ярким и сочным языком. Свои научные труды он писал языком художника-писателя, а художественные произведения — мудростью ученого.
В 1859 г. С.М. Михайлов был награжден серебряной медалью за 18-летнюю усердную службу переводчиком чувашского языка при Козьмодемьянском земском суде и серебряной медалью Русского географического общества за замечательные этнографические, географические и статистические труды.
Ныне имя Спиридона Михайлова присвоено улицам в Козьмодемьянске и Чебоксарах, Юнгапосинской средней школе, где открыт его музей.
Жизнь чувашского ученого и писателя оборвалась в расцвете его творческих сил: 15 (27) января 1861 г. он скоропостижно скончался.