ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Феизов Энвер Зиатдинович.
Еще в XIX в. Гегель выдвинул перед научным сообществом семь глобальных проблем. Одна из них — связь между телом и душой. На современном научном языке загадка души и тела звучит по-иному: «Психофизическая проблема». В разные периоды истории пытались решить эту загадку. На данную тему написано огромное количество научных и религиозных трудов. Однако каждое новое поколение ученых, пытаясь расколоть этот «крепкий орешек», сталкивалось с глубокими логическими противоречиями.
Среди многих, кто взялся за решение этой задачи, был и Э.З. Феизов. Оказалось, молодой ученый не сразу понял, какую огромную глыбу он пытается сдвинуть с места. Осознав свое философское поражение, он переключился на решение иных проблем.
Ученый ныне работает в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова заведующим кафедрой философии и методологии науки, является председателем докторского диссертационного совета по философии.
3.3. Феизов родился 30 апреля 1928 г. в д. Шихирданы Батыревского района Чувашской АССР. Привилегия единственного сына освобождала его от общесемейных обязанностей. Так формировался эгоист, посвятивший жизнь своим интересам. В число этих интересов входили и друзья, с которыми он провел все свое неповторимое детство. Привязанность к ним смягчила его эгоизм. Сверстники его любили, и он старался отвечать им тем же.
Учеба в Казанском пединституте, а потом в Московском государственном университете шла более или менее гладко. Вероятно, это можно объяснить традиционным демократизмом, который прочно обосновался в этих учебных заведениях.
ТЕОРИИ РОЖДАЮТСЯ ИЗ ПАРАДОКСОВ, ГИПОТЕЗ, ВЕРСИЙ
3.3. Феизов — редкий из философов, имеющий психолого-педагогическое базовое образование. Не будучи отличником учебы, был самым известным студентом на факультете. Это достигалось самостоятельностью мышления, неожиданными суждениями: любил он парадоксы, гипотезы, версии, претендовал на новые научные открытия.
Познакомились мы с Э.З. Феизовым в конце ноября 1949 г. в Казани: он — студент-выпускник, а я — аспирант первого года обучения. У нас с ним были общие учителя, на мой взгляд, выдающиеся аристократы духа. Это — В.М. Горохов, В.А. Просецкий. Вместе ходили в университет на лекции В.С. Мерлина, талантливого психолога, чьи труды до сих пор не потеряли живого звучания. Это была особая, возможно, самая счастливая пора в нашей жизни. Дело доходило до того, что ответ студента на экзамене порою превращался в свободный обмен мнениями, диалог: между студентом и профессором происходило горячее обсуждение дискуссионных проблем.
Знакомство наше произошло неожиданно: Э.З. Феизов подошел ко мне в коридоре и спросил: «Ты чуваш? — Ты же татарин. — Я-то чувашский татарин». С этого, вероятно, по-настоящему и началось формирование моего чувашского самосознания. Тут я вспомнил, что моя бабушка, мои родители татарским владели, как родным.
Отношения наши перешли в преданно дружеские начиная с 1952 г., когда мы оба стали преподавателями Чувашского педагогического института. Разное случалось на кафедре. Порою возникали споры, ссоры, но мы всегда оказывались в одном лагере. И это не случайно: мы были удивительно близки по духу. У обоих — за плечами прекрасная казанская научно-педагогическая школа.
На совместных аспирантско-студенческих научных конференциях мы, как правило, задавали тон.
Перед моими глазами успехи Э.З. Феизова в первые годы совместной деятельности. Лекции — самые популярные, лабораторно-практические занятия — триумф, переходящий порою в эстрадно-цирковое представление. Немногословен, но если заговорит, вызывает к себе большой интерес.
Однако дело состояло не только в особенностях облика, поведения, характера: Энвер Зиатдинович был смелым мыслителем. А смелость тогда обожествляли.
Практическая психология.
Лично у меня всегда вызывала восхищение психологическая характеристика исторических личностей, исторических событий. А он легко, походя дезавуалировал некоторых хвастливых деятелей. «Ни психологически, ни физиологически этого достичь невозможно», — уверенно доказывал он. Видимо, он скептически относился к крупным историческим личностям, поэтому характеризовал их весьма стереотипно. У него было свое мнение, основанное на глубоком знании философии и психологии.
Сохранилась в моей памяти оценка «Философских тетрадей»
В.И. Ленина. «В истории науки такого конспекта больше не было. Он Гегеля не просто перевел на русский язык, он его стиль переложил, сделал по-человечески понятным. Повторяю: единственный гениальный конспект. Невероятно, но факт».
Первую статью о нем посчастливилось опубликовать мне: это была рецензия на его кандидатскую диссертацию. К сожалению, редко кто ее по-настоящему понял и оценил. И на уровне ВАКа не оказалось достойных экспертов. До сих пор у меня это обстоятельство вызывает недоумение. По сути, от этой кандидатской диссертации началось становление философа, психолога, который составляет славу науки в Чувашии.
Самое главное — его находки доходили до людей. Он умел популяризировать сложные идеи. В этом довелось убедиться, когда мы с Э.З. Феизовым объездили и обошли с лекциями всю республику.
Свободолюбие, вошедшее в плоть и кровь, создавало ему определенные трудности на всем жизненном пути. Особенно это сказалось, когда приходилось выбирать научные темы. Его привлекали не «проходные», а остро дискуссионные темы.
В свободное от преподавания философии время он занялся практической психологией — читал публичные лекции о передаче мысли на расстояние и показывал психологические трюки, привлекая массу зрителей. Он относился к этим опытам объективно, объяснял механизм, который скрывался за внешним эффектом. Публика проявляла огромный интерес к такого рода опытам, ибо она была убеждена в том, что чужие мысли никому не доступны.
К сожалению, успешно работая с аудиторией, он не делал никакого научного открытия. Секреты и реальные механизмы «чтения мыслей» были открыты еще в прошлом веке. Психологические реалии «чтения» основывались на феномене идеомоторных актов. Коль человек задумал какое-то действие, то вся его мускулатура и даже общее поведение приходят в состояние активности, которую следовало отгадать.
«Чтец чужих мыслей» не обладает феноменальными способностями. После небольшой тренировки такие трюки может показать любой человек со средними способностями.
Но этот период не прошел даром: он убедился, что мысли, скрытые в черепной коробке, не могут быть определены другими лицами. Скрывать свои мысли — это величайшая свобода человека. Что касается «старухи» телепатии, то она не имеет естественной научной основы. Эволюция позаботилась, чтобы внутренний духовный мир человека был защищен от внешних помех. Конечно, нет абсолютной замкнутости. Мысли могут быть выражены при помощи языка, жестов и поведенческих актов. Это уже составляет иную плоскость проблемы.
Сеансы гипнотического состояния аудиторий.
Психологический дар Э.З. Феизова проявился и в массовых сеансах гипноза. Его лекции о гипнозе получили общественное признание. Он был включен в общесоюзный список лекторов общества «Знание» по данному направлению.
По приглашению Всесоюзного общества «Знание» он путешествовал по всему Союзу, демонстрируя на сцене сеансы гипноза. Побывал почти во всех крупных городах страны. Впоследствии его инициативу перехватили А.М. Кашпировский и другие.
Годы занятий эстрадным гипнозом принесли свои плоды. На основе своих наблюдений он написал кандидатскую диссертацию «Материалистическое понимание воздействия психического на соматическое», которую в 1965 г. защитил в Казанском государственном университете.
Последующие годы он посвятил созданию трудов по психофизическим проблемам. Но тут почувствовал отсутствие знания законов физики. Усердно взялся за изучение теории относительности и квантовой механики. Как ни странно, именно эти знания и позволили ему дать логически непротиворечивое решение той самой глобальной задачи. Результаты своих исследований по теме «Психофизическая проблема» он изложил на диссертационном совете философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, и ему единогласно присудили ученую степень доктора философских наук.
Лишь спустя 30 лет после длительных поисков он вновь взялся за разгадку секретов избранной проблемы. Для этого ему следовало отказаться от устаревшего материалистического трафарета, утверждающего, что сознание само по себе активно.
Энверу Зиатдиновичу удалось доказать, что такой философский парадокс может быть решен лишь путем выхода из концептуальных рамок, как самой философии, так и психологии и физиологии. Он был согласен с известными философскими положениями о том, что мир един, и это единство заключается в его материальности. Но в то же время трудно было понять, куда же отнести сознание, если оно нематериально. Это выявило глубокое внутреннее противоречие в теории системы диамата. Не означает ли признание нематериальное сознания раздвоение мира на две реальности? Это же очевидный дуализм, как же его согласовать с материалистическим монизмом? Для выхода из создавшегося положения он использовал информационную концепцию. Сознание — разновидность информации. Так же, как и сознание, информация не имеет вещественности, массы, энергии, но в то же время способна обеспечивать причинную связь между материальными и нематериальными событиями. Как это понять? Нечто, лишенное энергии, каким-то образом оказывает воздействие на явления, наделенные энергией. При внимательном анализе информационной концепции нетрудно было заметить, что всякая информация передается при помощи какого-либо физического агента, т.е. сигнала. Информация и сигнал комплиментарны, не отделимы друг от друга. Причинность, обслуживающая хранение и передачу информации, осуществляется сигналом — материальным носителем.
Идеи и научные разработки.
Бесконечное и богатое многообразие субъективных явлений не может быть сведено к феномену информации. Для объяснения предметной репрезентации в сознании человека он выдвинул гипотезу об интеграции психических образов из комплекса нейродинамических элементов мозга. Получается, что нематериальный субъективный образ «соткан» из биофизического «свечения» нейронов мозга. Ему возражали, что это означает сведение нематериальных феноменов сознания к материальным физиологическим процессам. Разве не вульгарный материализм? Отвечая на возражения, он убеждал, что мозговое отражение — это не перенос вещества из внешнего мира, а лишь перенос упорядоченности, заключенной в самих агентах внешнего воздействия. Упорядоченность — это особое свойство материи, не сводимое ни к одному из атрибутов физического мира. Ее нельзя приравнивать ни к материи, ни к энергии, ни к массе. Сознание — это инобытие реального бытия. Будучи феноменальным (упорядоченностью), оно противостоит субстанциальному бытию материального мира. Лишь для внутреннего наблюдателя оно выглядит как «призрак», ибо в интроспекции (самонаблюдении) сознание иллюзорно представляется без мозга. Для нейрофизиолога (внешнего наблюдателя) она представляет собой нейродинамический механизм, принимающий, хранящий и передающий информацию, полученную из внешнего мира.
Сквозной проблемой исследовательской деятельности Э.З. Феизова является проблема «Мозг — сознание». Сложность и дискуссионность проблемы не послужили помехой в реализации теоретических положений в сфере прикладных исследований. Методологические рекомендации автора получили признание в психологии, нейрофизиологии и теории искусственного интеллекта. Ученым опубликовано более 60 монографий и научных статей. Его работы печатались в журналах «Вопросы философии», «Философские науки», в научном сборнике Института философии АН СССР.
За цикл научных работ, посвященных квантово-релятивистской концепции сознания, Национальная Академия наук и искусств Чувашской Республики в 2001 г. присудила профессору Э.З. Феизову премию им. Н.Я. Бичурина. За выдающиеся заслуги в науке и подготовке квалифицированных кадров он стал лауреатом премии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, а также лауреатом премии Поволжской ассоциации государственных университетов.
Заслуги Э.З.Феизова отмечены правительственными наградами — присуждением почетных званий: «Отличник народного просвещения России», «Заслуженный работник высшей школы Чувашской АССР», почетными грамотами Верховного Совета Чувашской АССР.
Энвер Зиатдинович Феизов внес существенный вклад в развитие философско-методологических исследований, подготовку высококвалифицированных научных специалистов для Чувашии. По его инициативе в Чувашском государственном университете открыты аспирантура и докторантура по философии, с 1998 г. работает специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по философии, а с 2001 г. — докторский совет. Под его руководством успешно защищены 10 докторских и 34 кандидатские диссертации. Всего в совете прошли 68 защит.
Э.З. Феизов ведет большую общественную работу. Является бессменным руководителем межвузовского методологического семинара. Им опубликованы учебные пособия по философии и методологии науки, по концепциям современного естествознания.