ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Денисов Пётр Владимирович.
Для жителей деревни Бахтигильдино, занятых уборкой урожая, рождение 28 августа 1928 г. в семье колхозного активиста Владимира Денисовича Денисова ребенка осталось почти незамеченным. Родители назвали мальчика Петром. Имя весьма примечательное, ибо оно предполагает твердость, основательность человека. Люди с этим именем оставили заметный след в нашей истории.
В 1944 г. шестнадцатилетний юноша из чувашской глубинки стал студентом исторического факультета Казанского государственного университета — старинного вуза страны. Трудолюбие, целеустремленность, постоянная тяга к знаниям позволили ему быстро адаптироваться к условиям нелегкой студенческой жизни военных лет. Утоляя жажду знаний, многие часы проводил он в читальных залах казанских архивов и библиотек, имевших богатейшие фонды литературы и документов.
В годы учебы в Казани П.В. Денисов близко познакомился с Н.В. Никольским — первым чувашским историком-этнографом, имевшим еще до революции ученую степень доктора исторических наук. Тесное общение с признанным ученым и замечательным человеком стало для него вторым университетом. Изучение классических работ Н.В. Никольского по проблеме христианизации нерусских народов Поволжья определило интерес П.В. Денисова к этой тематике. Тогда же он заинтересовался историей первой чувашской газеты «Хыпар», стал собирать материалы о ее сотрудниках и корреспондентах.
Огромную роль в судьбе будущего ученого сыграл и другой видный исследователь этнографии народов Поволжья доктор исторических наук, профессор Н.И. Воробьев, который на долгие годы стал для него не только научным руководителем, но и старшим товарищем, наставником, воспитателем. В ходе студенческих этнографических экспедиций под руководством Н.И. Воробьева он приобретал навыки полевых исследований, определил круг своих будущих поисков в области чувашской этнографии.
Осенью 1949 г., после окончания университета, по рекомендации профессора Н.И. Воробьева Петр Денисов был принят в целевую аспирантуру при Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР по специальности «Этнография народов СССР». В те годы группа ученых под руководством Н.И. Воробьева работала над созданием монографии «Чуваши. Этнографические исследования». Аспирант П.В. Денисов входил в состав Чувашской этнографической экспедиции 1950—1953 гг. и по заданию своего научного руководителя занимался изучением быта и культуры низовых чувашей южных районов Чувашской Республики, помогая авторскому коллективу в сборе иллюстративных, статистических, библиографических и других материалов, необходимых для монографии. Его первая оригинальная статья «Национальная одежда низовых чувашей южных районов Чувашской АССР» (Ученые записки ЧНИИ. Вып. XI. Чебоксары, 1955), написанная на основе полевых материалов, и ныне привлекает внимание этнографов богатством данных сравнительного изучения традиционного костюма народов Волги и Камы.
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЭТНОГРАФИИ И ИСТОРИИ
После завершения учебы в аспирантуре П.В. Денисов был направлен в родную Чувашию. В 1952—1956 гг. он работал научным сотрудником сектора истории и этнографии Научно-исследовательского института языка, литературы и истории при Совете Министров Чувашской АССР. Выполняя плановые работы сектора, молодой исследователь участвует в разработке актуальных вопросов истории и этнографии чувашского народа, выступает с докладами и сообщениями на специальных научных конференциях. Так, в 1954 г. в Ученых записках ЧНИИ П.В. Денисов опубликовал обстоятельную статью «Проблемы устного народного творчества и этнографии чуваш в произведениях Н.И. Ашмарина», в которой показал конкретный вклад ученого в изучение вопросов происхождения чувашского народа, формирования его материальной и духовной культуры. Раскрывая методологические подходы Н.И. Ашмарина к изучению словарного состава и свойств чувашского языка, П.В. Денисов приводит следующее его высказывание: «Самым обильным источником, из которого мы можем почерпнуть понимание чувашского прошлого, является разговорный язык, который, передаваясь по наследству из поколения в поколение и подвергаясь беспрерывным изменениям соответственно переменам как в жизни личности, так и в жизни всего народа, сохраняет в своем составе отрывки древней истории и обломки древних воззрений».
В связи с предстоящей научной дискуссией по проблеме этногенеза чувашского народа дирекция института предложила молодому этнографу заняться изучением специфических культурно-бытовых черт и этнических традиций чувашского этноса с целью решения спорных вопросов его формирования. Результаты своих поисков по этой тематике П.В. Денисов доложил на специальной научной сессии в докладе «Данные этнографии к вопросу о происхождении чувашского народа», опубликованном в сборнике статей «О происхождении чувашского народа» (Ч., 1957). На основании сравнительного изучения традиционной культуры (хозяйства, жилищ, одежды, религии, мифологии, семейного быта и др.) народа автор подтверждает теорию болгаро-чувашской этнической преемственности и указывает на несостоятельность так называемой «автохтонной» теории происхождения чувашей. «Общие черты и бытовые формы, связывающие чуваш и поволжских финнов и отделяющие их от тюркских народов, есть не черта «пракультуры», а напротив, культурные формы, возникшие сравнительно недавно, в процессе образования чувашской народности, в значительной своей части в результате ассимиляции местного финно-угорского населения пришлыми болгаро-сувазами в X—XIII веках и более поздних взаимоотношений верховых чуваш с марийцами», — утверждает автор.
Значителен его вклад в изучение первой чувашской газеты «Хыпар» (Вести). Он впервые ввел в научный оборот цензорский комплект «Хыпара» и воспоминания первых его редакторов (Н.В. Никольского, С.К. Кириллова, П.А. Алексеева). В его публикациях показана роль хыпаровцев в развитии национальной демократической общественно-политической мысли в Чувашском крае. В эти же годы на страницах периодической печати республики появились его статьи, в которых излагались жизнь и творчество видных исследователей чувашской этнографии — В.А. Сбоева, В.К. Магницкого, Н.М. Охотникова, Н.В. Никольского, Н.И. Ашмарина.
Интеллигенция Республики Чувашия.
На почве общих интересов к истории и культуре родного народа П.В. Денисов тесно общался с представителями интеллигенции Чувашии. Он близко знал народных поэтов, писателей, художников (П. Хузангая, В. Митту, Я. Ухсая, С. Эльгера, М. Ильбека, М. Спиридонова, Н. Сверчкова и др.). Наиболее тесные дружеские и творческие связи сложились у П.В. Денисова с видным историком, общественным деятелем И.Д. Кузнецовым. Их первое знакомство состоялось в 1955 г. после реабилитации последнего и возвращения на родину. «Постоянное общение с ним было самым лучшим периодом моей жизни», — вспоминает П.В. Денисов. В июле 1956 г. И.Д. Кузнецов был назначен на должность директора Чувашского государственного издательства, а в марте следующего года он пригласил П.В. Денисова на должность заведующего редакцией научно-популярной литературы.
В книжном издательстве молодой редактор изучал опыт и мастерство своих старших коллег. Под его редакцией вышли в свет монографии видных чувашских ученых И.Д. Кузнецова, В.Ф. Каховского, И.Е. Петрова, А.И. Петрухина, М.П. Макарова и др., выполненные в форме диссертационных исследований. Благодаря активному сотрудничеству Денисова с ленинградскими учеными Л.Н. Гумилевым, М.Ф. Хваном, Т.А. Крюковой дошла до читателей уникальная книга Н.Я. Бичурина (Иакинфа) «Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии» (Ч., 1960).
Наряду с выполнением ответственной редакционно-издательской работы, П.В. Денисов продолжал трудиться в науке. Плодом многолетнего труда ученого стало исследование «Религиозные верования чуваш», вышедшее отдельной монографией в 1959 г. В нем впервые прослеживалась эволюция религиозных верований, культовых праздников и обрядов чувашей с древнейших времен до начала XX в. Главное внимание автор уделил рассмотрению традиционных верований. При этом показана их динамика в разные исторические периоды и проанализировано воздействие на них иных религиозных систем, прежде всего ислама и христианства. Книга П.В. Денисова стала заметным явлением в научной жизни Чувашии, вызвала большой интерес у специалистов и любителей чувашской истории и культуры. Автор выступил пионером в исследовании сложных вопросов истории религии чувашского народа. Его труд открыл целую серию аналогичных работ во многих регионах страны.
В 1962 г. по данной монографии П.В. Денисов защитил кандидатскую диссертацию и перешел на научно-педагогическую работу в Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, где до 1967 г. проработал старшим преподавателем и доцентом кафедры истории.
Научно-просветительская деятельность.
После открытия Чувашского государственного университета вся дальнейшая научно-педагогическая деятельность ученого проходила в стенах ведущего вуза республики. Здесь он вначале работал доцентом, активно исследовал историю религии чувашского народа в начале XX в. и подготовил фундаментальную монографию, которая фактически стала продолжением книги «Религиозные верования чуваш». В 1973 г. П.В. Денисов защитил докторскую диссертацию по теме «Религия и атеизм чувашского народа». В 1976 г. Высшая аттестационная комиссия присвоила ему ученое звание профессора. Монография написана на основе анализа огромного массива литературных и архивных материалов. П.В. Денисов исследовал очень сложный исторический период, происшедший в судьбе чувашского народа. В труде детально изучено, как развитие христианского просветительства на рубеже XIX—XX вв. привело к утверждению православия среди преобладающей части чувашского населения. Значительное внимание автор уделяет анализу политической ориентации религиозных организаций после установления советской власти, исследует деятельность партийных и советских органов по формированию атеистического мировоззрения трудящихся Чувашии в первые десятилетия советской власти.
Много лет, с 1973 г. по 1988 г., П.В. Денисов возглавлял кафедру истории СССР. Им была проявлена инициатива создания учебного этнографического музея при историческом факультете, которая позволяла студентам наглядно знакомиться с этнографией народов Среднего Поволжья и Приуралья. Существенной была помощь университета при сооружении этнографического музея под открытым небом в поселке Ибреси. В 1990 г. по его инициативе в структуре исторического факультета была организована кафедра археологии, этнографии и региональной истории, которым он руководил до 2003 г. Солидный кадровый потенциал (два доктора и семь кандидатов наук), подготовленный П.В. Денисовым, позволяет сегодня кафедре успешно реализовывать научные и учебно-педагогические планы.
Как руководитель кафедры П.В. Денисов установил тесные научные контакты с учеными крупных научных центров России. По его инициативе читать лекции студентам-историкам Чувашского госуниверситета приглашались ведущие специалисты Москвы и Ленинграда. Он имел научные и дружеские отношения с такими крупными историками и этнографами страны, как С.А. Токарев, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, А.И. Клибанов, Р.Ф. Итс, Р.Г. Кузеев, Н.В. Зорин и др. И в настоящее время ученый поддерживает связь со многими специалистами столицы и регионов, среди которых следует назвать М.Н. Губогло (Москва), Н.Ф. Мокшина (Саранск), В.Е. Владыкина (Ижевск), Е.П. Бусыгина (Казань), Г.А. Сепеева (Йошкар-Ола) и многих других.
П.В. Денисов много внимания уделял укреплению творческих связей между чувашскими и болгарскими учеными. В Чувашский государственный университет приезжали С. Петров, И. Коев, С. Дончев и другие специалисты для изучения истории и культуры чувашского народа. Он сам многократно выезжал в Болгарию: сначала для участия в работе Международной конференции по болгаристике, затем для сбора музейно-архивных и полевых материалов по этнографии болгар. Ученый совершил научные поездки по селениям, северо-восточным областям Болгарии, где среди сельского населения в большей мере сохранилось древнеболгарское наследие. Полученные в ходе экспедиционных поездок сведения он использовал для написания научных работ об этнокультурных па¬раллелях между дунайскими болгарами и чувашами. Обмен научными делегациями и разработки совместных научных проектов в 60— 80-е годы прошлого века способствовали укреплению болгаро-чувашской дружбы. За прошлые десятилетия положение сильно изменилось. В упомянутой статье П.В. Денисов пишет, что «с 90-х годов XX века, в связи с большими переменами, происшедшими в России, да и в Болгарии, наши былые связи, к сожалению, значительно ослабли, но я надеюсь, что время лучший лекарь и наступят более лучшие времена... Не может же погаснуть единство народов, скрепленное веками». Но ученый продолжает поддерживать связи с коллегами с берегов Дуная. Весьма отрадно, что П.В. Денисов передает свои знания и опыт ученикам, и болгаристика снова становится важным направлением научных исследований кафедры археологии, этнографии и региональной истории. Под его научным руководством аспирант И.Г. Комлев написал и успешно защитил кандидатскую диссертацию «Вклад болгарских ученых в изучение религии и мифологии древних болгар». Для студентов исторического факультета профессор читает спецкурс о болгаро-чувашских исторических и этнокультурных связях. Он мечтает о восстановлении общества болгаро-чувашской дружбы.
Член Академии наук Чувашской Республики.
В 1992 г. П.В. Денисов избран действительным членом Академии наук Чувашской Республики (с 1995 г. Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики). Занимаясь наукой почти 50 лет, он проявил себя как многопрофильный исследователь этнографии и истории чувашского народа, опубликовал более 150 научных работ, в том числе 11 монографий, под его научной редакцией издано свыше 50 научных монографий, учебников, тематических сборников. Своими трудами, посвященными этногенезу, религии, атеизму, истории культуры и этнографии чувашей, исследованию жизни и деятельности Н.Я. Бичурина, Н.М. Охотникова, Н.В. Никольского, Н.И. Ашмарина, В.К. Магницкого и др., он внес существенный вклад в изучение этнологии, отечественной истории и историографии.
Много внимания ученый уделял исследованию сложной проблемы этногенеза чувашского народа. Опубликованные им труды: «Данные этнографии к вопросу о происхождении чувашской народности» (1957), «Этнокультурные параллели дунайских болгар и чува¬шей» (1969), «Древнетюркские черты в религиозных верованиях чувашей» (1979) и «Древнетюркские элементы в религиозно-мифологических представлениях чувашей» (1984) — подтверждают теорию болгаро-чувашской этнической преемственности. Наибольший резонанс в науке и у широкой общественности вызвало его исследование об этнокультурных связях дунайских болгар и чувашей. Сей оригинальный труд стал первым крупным обобщением историко¬этнографических материалов, собранных автором в СССР и в Болгарии, о генетических корнях болгаро-чувашского родства и получил высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов. В монографии были обобщены результаты историко-этнографических исследований, проведенных в разное время болгарскими и российскими учеными (И. Шишмановым, М. Велевым, И. Коевым, А. Смирновым, Н. Гаген-Торн и др.). Автор тщательно изучил и провел сравнительный анализ чувашских и болгарских языковых, фольклорных и этнографических полевых материалов, выявленных им в ходе экспедиций по районам Чувашии и Болгарии. В итоге была создана очень важная для науки и полезная для общества книга. Среди многочисленных положительных рецензий и откликов на эту монографию П.В. Денисова нам довелось ознакомиться с мнениями А.П. Смирнова, крупного специалиста по истории Волжской Болгарии, видных чувашских историков И.Д. Кузнецова, В.Ф. Каховского, В.Д. Димитриева и др., которые высоко оценивали проделанную Денисовым работу и называли выход книги крупным вкладом в историко-этнографическую науку. Особую значимость для самого исследователя имела оценка его труда болгарскими и венгерскими учеными. Обстоятельную рецензию на книгу написал старший научный сотрудник Института этнографии Болгарской академии наук, профессор Софийского университета Иван Коев журнал «Исторически преглед» (Година XXVI, кн. 5. София, 1970. С. 186—188). В ней отмечалось, что П.В. Денисов смог выявить самые характерные признаки быта и культуры болгар и сопоставить их с теми же признаками, свойственными чувашам, в историческом аспекте и что труд П.В. Денисова является большим и серьезным вкладом в изучение быта и культуры праболгар. Отклики на книгу появлялись в ряде болгарских периодических изданий и позже. Например, в журнале «Днес и утре» (София, 1979. №21. С. 22) вышла статья под названием «Взаимен интерес», в которой говорится об исследовании П.В. Денисова и помещены две фотографии: на первой запечатлены П.В. Денисов и болгарский поэт Ламар (Л.M. Пончев), на второй — обложка книги «Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей» (Ч., 1969). Автор статьи писал о важности книги П.В. Денисова для изучения истории древних болгар, для развития болгаро-чувашских связей.
Детали научной работы.
П.В. Денисовым разработан ряд вопросов материальной и духовной культуры чувашского народа. Его работы о материальной и духовной культуре чувашей публиковались в журнале «Советская этнография», во многих тематических сборниках, издавались в центральных и зарубежных изданиях: «Очерки общей этнографии. Европейская часть» (М., 1968) и «Народы Поволжья и Приуралья» (М., 1985), «Советская этнология и антропология сегодня» (Нидерланды: изд-во «Мултон», 1974). Написанные им этнографические характеристики чувашей вошли в энциклопедические издания.
Значительную часть своей творческой жизни П.В. Денисов посвятил всестороннему исследованию жизни и деятельности выдающихся людей Чувашии. Большое внимание он уделил основоположнику российского востоковедения Н.Я. Бичурину (1777—1853). Отечественная и мировая ориенталистика всегда проявляла интерес к его жизни и творчеству. Две фундаментальные монографии П.В. Денисова значительно пополнили наши знания о знаменитом востоковеде. По его словам, еще, будучи студентом он заинтересовался этой колоритной личностью и начал собирать материал. Выход первой книги о Н.Я. Бичурине «Никита Яковлевич Бичурин» (Ч., 1977) стал важным обобщением накопленного материала и новым словом в жизнеописании ученого. Книга была положительно оценена специалистами. Среди многочисленных откликов особо следует отметить рецензию видного дипломата, китаеведа, автора исторического романа о Н.Я. Бичурине В.Н. Кривцова, который назвал книгу П.В. Денисова «ценным подарком читателям к его 200-летию». Учитывая высказанные замечания и пожелания специалистов и читателей, П.В. Денисов продолжил активную исследовательскую работу о Н.Я. Бичурине. Плодом многолетних поисков материалов, их кропотливой систематизации и анализа стала следующая его книга «Жизнь монаха Иакинфа Бичурина» (Ч., 1997). В своем исследовании П.В. Денисов впервые приводит забытые и полузабытые труды, статьи, письма Н.Я. Бичурина. Этот труд, по мнению специалистов, стал лучшим среди книг, посвященных жизнеописанию выдающегося востоковеда. Вполне заслуженно в 1998 г. она была удостоена Государственной премии Чувашской Республики в области науки. Рецензенты книги — уфимские ученые Р.Г. Кузеев и И.Г. Петров отмечали, что «главная заслуга П.В. Денисова в том, что он сумел ярко и убедительно по крупицам восстановить сложную судьбу и удивительно цельный образ Н.Я. Бичурина — человека необычайно талантливого и трудолюбивого, который пережил преследования и унижения, творческие взлеты и научную славу, который оставил о себе славу археографа, синолога, востоковеда, члена Российской Академии наук». Отклики на исследование П.В. Денисова появились и в зарубежной прессе. Статья видного ориенталиста, профессора Давида Шимельпенника Ван дер Ой «Зарождение русского китаеведения», вышедшая впервые в канадском научном издании, была перепечатана в русском переводе в журнале «Новый лик» (№1, 2002), где автор приводит анализ двух близких по проблематике монографий: П.В. Денисова «Жизнь монаха Иакинфа Бичурина» (Ч., 1997) и С.Л. Тихвинского «История российской духовной миссии в Китае» (М., 1997). Автор пишет, что «рецензируемые книги являются ценным добавлением к нашим знаниям ранних этапов российского китаеведения» и особо отмечает важную роль монографии П.В. Денисова в объективной оценке жизни и научной деятельности Н.Я. Бичурина.
Из других работ П.В. Денисова, посвященных исследованию жизни и деятельности знаменитых людей Чувашии, следует особо отметить и книгу «Никифор Охотников. Очерк жизни и творческой деятельности» (Чебоксары, 1986). Об этом талантливом самородке, выходце из народных низов, многие раньше знали в основном благодаря книгам и фильмам о В.И. Ленине. Гимназист Володя Ульянов подготовил Н.М. Охотникова к экзамену на аттестат зрелости за полный гимназический курс, который поступил в Казанский университет на математический факультет. К сожалению, жизнь этого замечательного просветителя и ученого была недолгой: из-за тяжелой болезни он умер за несколько месяцев до окончания университета.
П.В. Денисов неоднократно выступал с докладами на международных, всесоюзных и региональных научных конференциях и симпозиумах. Его труды известны не только в нашей стране, но и за рубежом. О востребованности научных результатов ученого свидетельствует их высокая цитируемость. Практически ни один исследователь при изучении поволжских народов не обходит вниманием теоретические обобщения и выводы ученого по многим вопросам их истории и этнографии. П.В. Денисов включен в справочное издание «Кто есть кто в изучении отечественной истории». О международном признании трудов чувашского исследователя свидетельствует включение его имени в список видных ученых в энциклопедическом справочнике, изданном в 1994 г. Международным биобиблиографическим центром Кембриджского университета (Великобритания).
Диссертации и другие научные работы.
Квалифицированного специалиста еще в 70-е годы прошлого века включили в состав диссертационного совета в Горьковском государственном университете, где П.В. Денисов состоял в течение 8 лет. В 1993 г. при его активном участии под председательством профессора В.Д. Димитриева был создан диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Чувашском государственном университете. В 1999 г. совет был реорганизован в докторский, а с 2001 г. им руководит профессор Ю.П. Смирнов. С момента создания совета вот уже 13 лет П.В. Денисов является заместителем председателя диссертационного Совета и выполняет огромную работу по организации и проведению диссертационных защит. Его опыт, научная компетентность и принципиальная позиция во многом способствуют высокому уровню проводимых защит. Часто ученый выступает рецензентом и оппонентом научных исследований. Например, более 30 раз П.В. Денисов выступал официальным оппонентом на защитах кандидатских и докторских диссертаций.
Ученый активно участвует в распространении научных знаний среди населения, состоит членом ряда общественных организаций. Он автор десятков брошюр и публикаций в периодической печати, неоднократно выступал по радио и телевидению. В советские годы являлся активным лектором общества «Знание». Продолжительное время был председателем Чувашского филиала Географического общества СССР (1967—1980), членом правления Российского международного фонда культуры, возглавлял его отделение в Чувашской Республике.
Заслуги П.В. Денисова в научно-педагогической деятельности отмечены награждением его Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, присвоением почетного звания заслуженного деятеля науки Чувашской Республики.
По примеру отца две его дочери избрали трудную стезю ученого-этнографа. Они обе прошли замечательную подготовку в столичных научных центрах — в Москве и Ленинграде (Санкт- Петербурге). Старшая из дочерей, Нарспи Петровна, сегодня работает в Иерусалимском университете (Израиль); младшая, Олеся Петровна, преподает в одном из вузов Нью-Йорка (США). Их супруги также заняты в науке. Нередки семейные этнографические поездки по городам и селам Поволжья. Результаты таких поездок находят обобщение в солидных научных статьях и монографиях.
В настоящее время имеется более десятка публикаций о самом ученом. О нем пишут коллеги-ученые, аспиранты и студенты, представители власти, которые отмечают в нем, прежде всего, несомненный талант исследователя. Читателей подкупает в трудах ученого глубина мысли, особый стиль, богатый и доступный язык изложения сложного материала. Все его творчество характеризуется высокой требовательностью к своей научной продукции.
В настоящее время П.В. Денисов продолжает активно трудиться в университете. Ученый делает все возможное, чтобы созданная им этнографическая школа занимала достойное место в российской и мировой науке и служила развитию и процветанию родной Чувашии.