ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Образование, культура, здравоохранение, спорт
Система образования. К февралю 1917 г. в Чебоксарах действовали 4 учебных заведения: духовное училище, женская гимназия, высшее начальное училище и церковноприходская школа. Летом 1917 г. городская дума постановила открыть мужскую гимназию с изучением одного древнего языка. Благодаря пожертвованиям горожан открытие гимназии состоялось 4 октября.
После Октябрьской революции в стране была проведена школьная реформа. «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918) определило двухступенчатую структуру общеобразовательной школы: а) начальная школа — для детей от 8 до 13 лет с 5-летним курсом обучения; б) средняя школа — для детей 13—17 лет с 4-летним курсом. Вводилось бесплатное образование и совместное обучение детей обоего пола, запрещалось преподавание в школе любых вероучений и исполнение религиозных обрядов. Одной из основ школьной работы стала связь обучения с производительным общественно-полезным трудом. Все городские школы имели небольшие земельные участки, на которых учащиеся работали даже во время летних каникул по 3—4 ч. в день. В конце 1918—1919 гг. действовало 5 школ 1-й и 2 школы 2-й ступени (преобразованы из высшего начального училища и женской гимназии). На 1 января 1920 г. в 6 школах (две начальные школы были слиты в одну) обучалось 1356 учеников: в школах 1-й ступени — 878, 2-й ступени — 478. Учителя были молодыми, большей частью в возрасте 20—25 лет; мужчины преподавали только в школах 2-й ступени.
В сентябре 1919 г. на базе бывшей Мариинско-Посадской учительской семинарии открылись Чебоксарские 3-годичные педагогические курсы по подготовке учителей для школ 1-й ступени. Для переподготовки преподавателей при постоянных педкурсах действовали продолжительностью от 4 до 6 недель, работавшие обычно в каникулярное время. В сентябре 1921 г. вместо 3-годичных педкурсов был организован Чебоксарский центральный педагогический техникум.
В первые годы Советской власти получило широкое развитие внешкольное образование, имевшее целью обучить взрослое население грамоте и элементарным знаниям. В марте 1919 г. торжественно открылся Народный (Пролетарский) университет. Председателем Совета университета был избран М.П. Добронравов. Чебоксарцы восторженно встретили появление нового учебного заведения. В слушатели записалось около 600 чел. — 1/9 населения города. 90 чел. — по существу все культурные силы города — предложили свои услуги в качестве преподавателей. Университет состоял из 6 факультетов: политико-правового, общегуманитарного, политехнического, агрономического, искусств и счетоводного. Поражают обширность программ и разнообразие преподаваемых предметов: от истории революционного движения до практики по машинописи и языка эсперанто. Первое время университет не имел специального здания, факультеты размещались по школам города, занятия проводились вечером — с 19 до 22 ч. Затем ему было предоставлено помещение Народного дома. В перспективе планировалось построить отдельное здание с учебными кабинетами, обсерваторией и проч. К концу первого учебного года в университете обучалось более 500 чел. Самое большое количество слушателей было на счетоводном факультете.
При университете работали школа грамоты с тремя группами, небольшая библиотека с читальным залом, различные кружки.
С образованием автономии возникла насущная потребность в организации высшего учебного заведения, способного обеспечить кадрами ее растущие потребности хозяйственного и культурного строительства. Поэтому Народный университет реорганизован в школу партийных и советских работников. На основе агрономического факультета позже создан сельскохозяйственный техникум со сходной программой обучения и почти тем же контингентом преподавателей. В апреле 1920 г. открылось сельскохозяйственное училище с 2-годичным обучением.
В марте 1920 г. под председательством И.И. Вальдмана организована Чебоксарская уездная чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В это время из 5700 горожан грамотными (включая имеющих одногодичное образование) были 2973 чел. (1127 в возрасте от 7 до 17 лет и 1746 — от 18 до 50 лет), из них двухклассное училище, среднюю школу, специальные и высшие учебные заведения окончили 414 чел. Из неграмотных при чебоксарских школах были созданы четыре группы обучающихся. Распространение грамотности столкнулось с трудностями как материального характера — нехваткой бумаги, карандашей и т.п., так и высоким процентом уклоняющихся от занятий — почти 40%. В 1920 г., при полуфунтном хлебном пайке, беспрестанно приходилось заботиться о пропитании. От учащихся часто приходилось слышать, что «трудно учиться на тощий желудок, плохо голодному идет на ум ученье». К уклоняющимся от учебы применялись меры уголовной ответственности, а именно: за первые три пропуска без уважительной причины вводились принудительные работы на срок до одной недели, при вторичном уклонении — тяжелый принудительный труд до одного месяца.
В годы Гражданской войны в городе зародилась система дошкольных учреждений (ясли, детсады, детские площадки), призванная раскрепостить женщину. Большой вклад в ее создание внесли Е.И. Симонова-Раткович, К.П. Генри (Брастова), А.Н. Черемухина, А.В. Толмачева и др. Первый в Чебоксарском уезде детсад открылся в июле 1919 г. в д. Усадки (Лакреиха), расположенной на окраине города (ныне ул. Шевченко). Детсад был рассчитан на 50 мест, располагался в бывшем помещичьем доме. Дети получали горячий завтрак, чай; а те, кто имел слабое здоровье, — усиленное питание. Каждому ребенку были выданы обувь и фартук. Со дня открытия детсад постоянно посещали 10 городских детей, крестьяне своих детей в сад не приводили. По этой причине через два месяца он переведен в город, на бывшую дачу купца Астраханцева, позже — в бывший дом купца Ефремова на Волге, где получил всю мебель, посуду и даже пианино. После переезда в город детский сад посещали свыше 100 детей. Они делились на группы по 25 чел., находились в учреждении с 9 до 15—16 ч.
Осенью 1919 г. открылся детсад № 2, в марте 1920 г. — № 3, в июне 1920 г. — № 4. В начале 1921 г. под названием «Центральный детсад» заработал опытно-показательный (образцовый) детсад на 50 мест. К концу 1920 г. детские сады посещало более 260 детей, штат воспитателей состоял из 14 чел. Питание в садах было бесплатное, но скудное: один раз в день выдавались чай, кофе или молоко с хлебом. Подготовка дошкольных работников осуществлялась на ежегодных курсах, а также в форме обмена опытом на съездах и конференциях. С конца 1920 г. в детсадах ввели подготовку будущих воспитателей в форме трехмесячной практики. В методических целях проводился сбор материалов народного творчества для детей: сказок, загадок, игр с пением.
С подъемом политического и национального самосознания чувашского народа резко возрос интерес к его историческому прошлому, экономике, культуре, литературе и искусству родного края. Уже в 1919 г. были сделаны первые шаги по организации музея в Чебоксарах. 20 мая при Народном университете открылась комната для сбора и хранения предметов, характеризующих край, а также редкостных вещей. В декабре 1920 г. организовалась областная секция по делам музеев и охраны памятников искусства и старины во главе с бывшим сотрудником Народного университета, выпускником историко-филологического факультета Варшавского университета Н.П. Неверовым. Он же в 1921 г. стал первым заведующим Центрального чувашского музея.
Несмотря на тяжелое положение в стране, новая власть уделяла большое внимание библиотечному делу. В 1920 г. Чебоксарская общественная библиотека переехала из частного дома по ул. Плеханова в особняк купца Ф.П. Ефремова по ул. К. Маркса. Здесь открылся читальный зал на 55 чел. По сравнению с 1917 г. к 1920 г. число читателей выросло со 162 до 760 чел., книжный фонд превысил 15 тыс. томов.