ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Печать, культура, искусство.
В 1921 г. началась деятельность Чувашского отделения Государственного издательства (Чувашгиз), решение об организации которого было принято в ноябре 1920 г. II Всероссийским съездом Советов среди чувашей. В числе первых работников Чувашгиза были П.З. Львов, А.И. Ярлыкин, А.Г. Быков. В 1921 г. издано 48 книг, из них 41 на чувашском языке. В 1923—1928 гг. издательство выпустило 447 названий книг. Для подготовки специалистов для Чебоксарской типографии организованы курсы полиграфистов, которые в октябре 1921 г. окончили 16 чел.
Деятельность издательства способствовала развитию чувашской литературы и периодической печати. В городе выходило свыше десятка наименований газет и журналов: «Чувашский край», «Канаш», «Сунтал», «Капкан», «Самрак хресчен», «Пирён ял», «Чаваш ялё», «Ёд хёрарамё» и др.
Первым из творческих союзов в декабре 1921 г. организовалось Общество любителей чувашской словесности и литературы. Затем на смену ему пришло Чувашское литературное общество, образованное по инициативе Д.П. Петрова-Юмана и А.П. Прокопьева-Милли. В это же время при содействии обкома ВКП(б) создан Союз чувашских писателей и журналистов «Канаш». 21 июня 1923 г. Чебоксарах открылась первая конференция чувашских писателей, в которой участвовали 36 чел. Она решила объединить оба союза на платформе «Канаша», председателем избрать ответственного секретаря обкома партии Д.С. Эльменя. В августе 1926 г. Союз чувашских писателей вступил во Всесоюзную ассоциацию пролетарских писателей.
12 февраля 1921 г. Чувашский государственный театр дал первый спектакль «Чуваши» (переделка трагедии «Испанцы» М.Ю. Лермонтова И.С. Максимова-Кошкинского). Условия для работы были сложными. Здание почти не отапливалось, стены покрывались инеем, зрители сидели в пальто и валенках. В январе 1922 г. состоялась премьера спектакля «Нарспи» П.Н. Осипова по поэме КВ. Иванова. В дальнейшем репертуар пополнялся спектаклями по классическим произведениям («Ревизор», «Недоросль», «Коварство и любовь») и чувашским пьесам («Безвременная смерть» М. Акимова, «Пуян Карук» Н. Ефремова) и др. Заметным событием стало появление в 1922 г. Русского драматического театра (организатор Г.П. Бондарев). Первый сезон открылся спектаклем «Женитьба».
В Чебоксарах действовал кинематограф, где показывали отечественные и зарубежные фильмы. На сеансах для достижения полной реальности создавались звуковые эффекты (путем ломания мебели, тряски листа железа, разбивания стекла). К 1926 г. существовали два постоянных киноэкрана, один из которых был платным.
В Чебоксарах творили известные композиторы В.П. Воробьев, С.М. Максимов, Ф.П. Павлов. В.П. Воробьев работал в Чебоксарской музыкальной школе, кроме того вел хоровое пение и музыкальную грамоту в других учебных заведениях города, руководил самодеятельными хорами. Осенью 1925 г. из Симбирска в Чебоксары переехал М.С. Максимов, который возглавлял вначале отдел профессионального образования Наркомпроса, а с 1926 г. — музыкальную школу. Видную роль в музыкальной жизни города и края играл Ф.П. Павлов, который в начале 1920-х гг. преподавал в музыкальной школе.
Зачинателем чувашского профессионального изобразительного искусства стал выпускник Казанской художественной школы М.С. Спиридонов. Он внес немалый вклад в декоративное оформление площадей и учреждений г. Чебоксар, в частности, был одним из авторов проекта памятника С. Разину.