ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Образование и просвещение. Культура
Система образования. Учреждения образования имели слабую материальную базу, испытывали нехватку приспособленных помещений. В 1921 г. один карандаш приходился на 17 учащихся, одно перо — на 10 чел., пара обуви — на 17 чел. В труднейших условиях руководству города и области приходилось решать задачу по ликвидации неграмотности населения. После принятия декрета СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919) повсеместно стали открываться пункты ликбеза (ликпункты). К началу 1921 г. в городе их было более 350, но в условиях голода 1921—1922 гг. они в массовом порядке закрылись. С 1923 г. сеть ликпунктов стала восстанавливаться. С помощью Чебоксарского отделения общества «Долой неграмотность» в марте 1924 г. предпринимались энергичные меры по ускорению ликвидации неграмотности. Как правило, открывались ликпункты в школах, где имелись условия для их работы. Курс обучения длился от 3 до 6 месяцев. Для работы с подростковой молодежью организовано городское детбюро, где на учете состояли более 500 чел., из которых лишь около трети посещали школы. Осенью 1925 г. функционировали 2 ликпункта и школа для малограмотных, в которых обучалось около 100 чел. Временный ликпункт обслуживал лиц, находящихся в исправительном доме. В 1926 г. в городе учтено 68 взрослых неграмотных и 87 малограмотных. В 1928 г. действовали 1 ликпункт, который посещали 38 чел. и 1 школа малограмотных с 20 учащимися.
Начальное образование давали школы I ступени (ст.), среднее — II ступени. В 1921 г. функционировали 4 школы I ступени и 1 школа II ступени с 1120 учащимися. Из-за отсутствия средств, помещений и кадров вне школы оставалось немало детей. В 1924 г. на средства родителей и субсидии Наркомпроса России удалось открыть дополнительную школу II сту¬пени. В то же время из-за нехватки помещений закрылась одна школа I ступени. В 1924/25 учебном году в 3 школах I ступени обучалось 740 учащихся, в 2 школах II ступени — 389. На 1 декабря 1928 г. в школах I ступени обучалось 778 учеников и II ступени — 566.
Школы сталкивались со многими трудностями. Три школы I ступени размещались в одном здании, вследствие чего обучение приходилось вести в 2—3 смены, что вредно сказывалось на здоровье детей, школьники вели себя апатично, с трудом выполняли задания. В школах I ступени отсутствовали библиотеки для внеклассного чтения, не хватало учебников и наглядных пособий, мебели. Их выпускники читали по слогам и не вполне соответствовали требованиям школ II ступени. До 10% школьников оставались на второй год, а 25% учились неудовлетворительно. Школы II ступени ощущали острую нехватку учебников, наглядных пособий, книг для внеклассного чтения. Санитарная обстановка также оставляла желать лучшего: помещения были слабо освещены, школьники пили воду из общих кружек, в классах сидели в грязных галошах, дышали спертым воздухом.
Посильную помощь школам оказывало население города: в 1922 г. в их пользу собрано свыше 162 млн руб., родители учеников сдавали деньги на приобретение учебных пособий.
Среди учебных заведений выделялась Чебоксарская школа-коммуна I ступени, образованная в 1921 г. В ней в основном обучалась чувашская молодежь. В школу в первую очередь зачисляли детей бедняков и сирот. В 1921—1924 гг. обучение было 4-годичным, затем последовательно срок обучения увеличился до 5 и 8 лет. В 1927/28 учебном году на 64 места в школе претендовали 500 чел. Большое внимание уделялось преподаванию естественно-научных дисциплин, работа в этой области была связана с сельхозработами и изготовлением приборов. Обобщив опыт работы, учителя школы подготовили учебник по ботанике. Школа имела специализированные кабинеты, столярную и пошивочную мастерские, огород, сад, скотный двор. Она превратилась в методический центр для сельских школ: учителя участвовали в разработке программ, читали лекции на учительских курсах и конференциях. Учащиеся педтехникума проходили в ней производственную практику. Школа-коммуна шефствовала над несколькими сельскими школами. Однако и она испытывала острый недостаток помещений. В 1926 г. в интернате проживало 135 детей, которые спали по двое на одной кровати. На нижнем этаже помещалась столовая «Красный инвалид», где продавали пиво; подвыпившие посетители заходили в помещения школы, пугая детей.
В число передовых входила Чебоксарская музыкальная школа I ступени. Обучение в ней было трех- и пятилетнее; работали 8 преподавателей, ежегодно обучалось около 96 учеников. Школа располагала богатой библиотекой, клавишными инструментами, виолончелями, контрабасами, медными инструментами для оркестра. Дети обучались по классам рояля, скрипки, теоретических наук и хорового пения. Положение школы в материальном плане было относительно благополучным во многом благодаря тому, что в 1923 г. была введена плата за обучение в размере 20—50 руб. в год.
Чебоксарский педтехникум готовил учителей со средним специальным образованием. В середине 1920-х гг. в нем обучались 179 чел., занятия вели 22 преподавателя. Рабочие кадры готовили почтово-телеграфная, полиграфическая школы, школа ФЗУ при металлообрабатывающей мастерской и деревообделочном заводе, школа Швейпрома. В ноябре 1920 г. открылась областная совпартшкола для подготовки советских, хозяйственных, культурно-просветительских работников и руководителей общественных организаций. За пять лет ее окончили 800 слушателей. Кроме того, в городе функционировали многочисленные краткосрочные курсы и школы по подготовке и переподготовке кадров.
Учитывая острую нехватку кадров, ВЦИК РСФСР постановлением от 9 февраля 1922 г. предоставил облисполкому право направлять в вузы страны не менее 100 чел. ежегодно, в число которых попадали и жители столицы.
29 декабря 1921 г. в Чебоксарах открылся рабочий факультет (рабфак) по подготовке молодежи для поступления в вузы. Первым его заведующим стал известный лингвист В.Г. Егоров. К 1 января 1922 г. в нем обучалось 153 чел., в том числе 135 чувашей. В 1923 г. рабфак сделал первый выпуск из 43 чел. К 1930 г. он подготовил 349 чел. Многие из них закончили вузы и техникумы страны, стали научными, общественными и военными деятелями. Среди них будущие профессора И.Д. Кузнецов, С.Ф. Сайкин, П.В. Васильев, Н.А. Архипов, вице-адмирал В.Н. Разумов, председатель Верховного суда Чувашской АССР П.Р. Шестипалов и др.
На 1 декабря 1921 г. в городе было 9 детских садов, их посещало 600 детей, которые обеспечивались горячим питанием. Однако уже через месяц осталось 3, а затем 1 детсад. Он находился в здании Наркомпроса по ул. К. Маркса, делил помещение с Центральной библиотекой. В его распоряжении имелись всего две комнаты, одна из которых была проходной. Столовая находилась в холодном и сыром подвальном помещении через двор. Детсад не имел площадки для прогулок, так как двор был завален дровами, мусором, там же разгружались обозы. Такая ситуация сохранялась долгое время.