ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Образование.
В связи с эвакуацией в Чебоксары ряда предприятий и госпиталей часть школьных зданий была передана для оборонных нужд. В начале 1942 г. в городе насчитывалось 15 школ, из них 6 в заволжских поселках, 2 — на Чапаевском поселке и 8 — непосредственно в городе. Из 8 школ 7 размещались в четырех зданиях, где, кроме них находились сельскохозяйственный институт (при школе № 8), строительный техникум (при школе № 4), ремесленное училище текстильщиков и курсы стенографии (при школе № 6). Занятия в связи с этим проводились в 2—3 смены. В начале войны контингент учащихся увеличился за счет детей, прибывших в эвакуацию. В 1940 г. в школах города насчитывалось 4972 ученика, в сентябре 1941 г. — 5625. К ноябрю 1941 г. в городе было размещено 4360 чел. из временно оккупированных и прифронтовых областей, в т.ч. 732 ребенка школьного возраста. Всего в 1941/42 учебном году в школы принято 753 ученика. К его окончанию в школах города обучалось 4711 чел., что объясняется переездом части учеников вместе с семьями, поступлением старшеклассников в школы ФЗО, на заводы и фабрики.
В школах Чебоксар работало свыше 200 учителей. Несмотря на принимаемые меры, к весне 1942 г. более 300 детей не были охвачены всеобучем. Основная причина была проста: им не в чем было ходить в школу, ибо многие не имели зимней одежды и обуви. Особо нуждающимся помогали через школы: в 1943/44 учебном году распределено 200 пар валенок, 352 пальто, 214 платьев. В ряде школ организованы горячие завтраки. Но у многих родителей не было средств для покупки одежды и обуви, не всем хватало распределяемых товаров. В конце 1943 г. одна из матерей писала своей родственнице в г. Горький: «Не только Алька весь в заплатах, сама не лучше его хожу... Ему не в чем ходить в школу. Весной я хлопотала ему ботинки и мыло, но мне отказали, а больше хлопотать никуда не хожу... Когда мне в горсобесе отказали ботинки, я не помню как вышла, еле сдерживала слезы, дома выплакалась вволю». Некоторые впадали в отчаяние: «Картошки у меня немного. На осень хватит, а на зиму нет. Нужно было бы купить, а нет денег. Я все лето и осень хожу на работу в рваных ботах. Наступила осень. Нэле (дочери. — Авт.) не в чем в школу ходить. Ужасно надоело жить», — сетовала автор другого письма. Положение исправлялось огромным напряжением сил, мобилизацией всех возможностей, и в последующем число детей, не посещающих школу, не превышало одного процента.
На 1 января 1945 г. в городе было 13 школ, в т.ч. 6 средних, 4 неполных средних и 3 начальных, в которых обучалось 5037 чел., работал 201 учитель. Для обучения подростков, занятых на производстве, осенью 1943 г. в Чебоксарах были открыты 3 средние сменные школы — при заводах № 320, ЧЭАЗ, прядильно-ткацкой фабрике. С апреля 1944 г. они стали называться школами рабочей молодежи (ШРМ). Позднее их осталось две — ШРМ для текстильщиц слилась со школой при ЧЭАЗе из-за малого количества учащихся.
В школьной жизни, в содержании учебных программ в годы войны произошли значительные изменения. Большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, военно-физической подготовке. В школах активно работали кружки по оборонному делу, проводились военизированные игры, кроссы, сдача норм на военные и спортивные значки. Например, в феврале 1942 г. организована военно-тактическая игра «Рейд в тыл врага». Учащиеся принимали активное участие в городских лыжных и легкоатлетических кроссах, других спортивных соревнованиях.
Заметным было участие школьников в движении помощи фронту. В августе 1941 г. учащиеся города собрали и сдали в фонд обороны 250 т металлолома. Еще 40 т было собрано ими в I четверти 1941/42 учебного года.
Учителя и учащиеся Чебоксарской СШ № 6 летом 1941 г. решили, что каждый ученик должен собрать не менее 100 кг лекарственных трав и технического сырья, каждый учитель — не менее 200 кг. Обязательства были выполнены и этому примеру последовали другие школы города. Летом 1942 г. юными чебоксарцами собрано 22576 кг трав и ягод. Об их инициативе рассказала «Учительская газета».
Школьники участвовали в сборе денежных средств на строительство военной техники, а также теплых вещей, подарков для фронта, госпиталей. Семьям фронтовиков, инвалидам войны в домашнем хозяйстве помогали тимуровцы. Юноши и девушки были частыми гостями в госпиталях. К маю 1942 г. они 98 раз выступили в них с концертами художественной самодеятельности. Большой популярностью пользовался струнный оркестр мужской СШ № 2 под руководством учителя Соколова, организованный в сентябре 1944 г. Он дал несколько концертов по радио, выступал в госпиталях, на вечерах подшефных организаций. В госпиталях школьники также ухаживали за ранеными, стирали и чинили белье.
Старшеклассники принимали активное участие в ремонте школьных зданий, мебели, заготовке дров для школ и др. Много молодежи в летнее время было занято на сельскохозяйственных работах; только в 1942 г. — 1016 учащихся. С января 1942 г. студенты ЧСХИ вели в школах сельскохозяйственное обучение, помогая школьникам изучать трактор, обучали сортировке семян и т.д. За годы войны к сельскохозяйственным работам подготовлено более 1,5 тыс. учащихся и учителей, которые на практике применяли полученные знания.
С большим напряжением в годы войны трудились учителя, абсолютное большинство которых составляли женщины. Несмотря на сложное положение с учебными пособиями, тетрадями, тесноту помещений и перегруженность школ, они делали все возможное для обучения и воспитания молодежи. Любовью и уважением пользовались в городе учительница русского языка Л.Г. Денисова, учителя начальных классов А.И. Краснощекова, Е.А. Семенова, директоры школ Л.Н. Богатырева, B.C. Сергеева и мн. др.
В годы войны в Чебоксарах работал сельскохозяйственный институт, а пединститут был переведен в г. Маринский Посад. За военное время дипломы специалистов с высшим сельскохозяйственным образованием получили 192 чел.108 Количество средних специальных учебных заведений уменьшилось с 10 в 1940 г. до 6 в 1945 г. Среди них были и новые учебные заведения, ориентированные на эвакуированные предприятия: в 1942 г. начали прием учащихся текстильный техникум и филиал Горьковского электромеханического техникума, в 1944 г. ставший самостоятельным учебным заведением. На базе закрытого в 1943 г. коммунально-строительного техникума образован энергетический. К началу 1945 г. в городе работали также кооперативный техникум, фармакологическая и фельдшерская школы, в которых обучалось около 800 чел.