ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Промыслы.
Бедные горожане из мешан, крестьянских и солдатских жен промышляли хлебопечением, ориентированным на бурлача грузчиков и матросов. Первое время пекарни размещались при дожа хлебопеков. После пожара 1811 г., занявшегося от одной из пешней тяпка для печения хлеба, для них было отведено место на берегу Волги выше города рядом с пристанью. В середине XIX в. имелось 18 века хозяева которых в летний сезон продавали до 25 тыс. пудов ржаного хлеба на 7,5—8,7 тыс. руб. В зимнее время обороты продаж падали до 50 пудов.
В XVIII в. окрестные крестьяне, а также цеховые и мещане занималась извозным промыслом, нанимаясь к доставке товаров в Санкт-Петер- по зимнему пути. В 1810-е гг. чувашские крестьяне из содержавших вскину подряжались для доставки грузов из Чебоксар на Макарьевскую рынду, дежуря на Базарной площади в ожидании клиентов. Русские же крестьяне Чебоксарского уезда занимались зимним извозом. Встретив противодействие со стороны мещан, пытавшихся выжить конкурентов, крестьяне обратились за помощью к думе. Первые из них согласились платить в городскую казну по 50 коп. с каждого найма для уборки площади от мусора, вторые — по 10—15 руб. в год. Городская дума взяла крестьян под опеку, сделав старосте ямщиков внушение о нечинении препятствий перевозке грузов в черте города осуществлялась частным наймом.
В 1739—1741 гг. упоминается «продажная баня» при Спасо-Геронтьевой пустыни, в 1774 г. — на берегу р. Чебоксарки. В начале XIX в. Мещанин М. Куртихин без официального разрешения содержал торговую палату — сначала за городом, затем при своем доме, получая хороший – доход. В 1819 г. городская дума получила разрешение завести торговую баню, строительство и 10-летнее содержание командиру местной инвалидной команды Л.М. Селуянову. Баня находилась за городом на берегу Волги, имела мужское и женское отделения. К середине 1850-х гг. онабыла заброшена очередным арендатором.
Городские постоялые дворы обслуживали зимние торговые обозы до 1818 г. промысловики не делились доходами с городом, затем были заложены думой акцизом в размере 75 руб. в год. В 1828 г. постоялых дворов было 26, в 1857 г. — 10, в 1861 г. — 17. В середине XIX в. один постоялый двор приносил в среднем до 120 руб. дохода от продажи сена, овса, горячей пищи и закуски.
В 1-й половине XIX в. в Чебоксарах, подобно другим городам края, имела распространение сдача квартир под постой чувашским крестьянам, приезжавшим в город на базар. В свои приезды крестьяне за постой не платили, а расплачивались осенью всей общиной продуктами своего . что было выгодно для горожан. Желая угодить постояльцам, вас приветствовали их на чувашском языке, надевали чувашский костюм, разрешали в доме курить махорку.
Волга обеспечивала горожан сезонной работой в качестве судовых рабочих (водоливов, лоцманов и др.) и бурлаков. В XVIII в. по весне в Чебоксарах открывался бурлацкий базар, на котором их артели заключали договоры с судовладельцами. Ежегодно на работу нанималось 1,5—2 тыс. бурлаков, среди которых было немало посадских людей и цеховых Чебоксар, например, в 1752 г.— 18,6%ВП. В 1-й четверти XIX в. в бурлаки нанималось до 300 и более горожан, во 2-й четверти XIX в. — по 150 чел. (соответственно, 18% и 5—6% мужского населения города). В 1850-е гг. отмечалось, что с момента вскрытия Волги до наступления зимы большинство купцов и мещан находились в отъезде по занятости «в судовой промышленности». Для городской бедноты тяжелая судовая работа являлась основным источником заработка, «чрез посредство которой они пропитывают себя и уплачивают государственные подати и прочие повинности».
При мельницах горожан действовали подсобные хозяйства, а некоторые из купцов арендовали пашню. Скажем, на мельнице купцов-промышленников XVIII в. Беловых при д. Асакасы Ядринского уезда имелись скотная изба, «скотная карда» (загородка), сарай, пивоварня, погреб, баня, мельничный амбар, кузница, ульи, разная домашняя птица. Некоторые мещане содержали в сельской местности пасеки. Хорошую прибыль приносило содержание сенокосов, которые мещане и купцы арендовали на селе, а также на городских островах и выгоне.
Купцы-винопромышленники не отказались от своих земледельческих хозяйств после закрытия винокурен. В 1760—1770-е гг. купцы А.Е. Кадомцев и Ф.И. Погуткин в товарных объемах производили зерно и разводили крупный рогатый скот и лошадей. Известны случаи, когда горожане, имевшие промыслы на селе, переходили в крестьянство. Так, в 1863 г. мещанин Я.К. Абалымов вместе с семьей был причислен в сословие государственных крестьян общины д. Сиделево Цивильского уезда, где содержал мельницу его отец.
В документах отмечалось, что «в дачах города посеву хлебов и картофеля не бывает». В рамках приусадебного хозяйства горожане разводили сады, огороды, домашний скот. В конце XVIII в. указывалось, что в Чебоксарах изобильно родились «капуста, огурцы, морковь, редка, свекла, горох и бобы». В 1842 г. горожане держали 280 лошадей, 300 голов КРС, 200 овец, 100 свиней, 50 коз, имели 12 садов «с небольшим числом яблонных и вишневых дерев». Некоторые за небольшую плату (1,8—13 руб.) арендовали землю под огороды в черте города, например, в 1850-е гг. — 6 участков. Волга и городские речки обеспечивали горожан рыбой для потребления и на продажу. С конца XVIII в. Казанская казенная палата сдавала в аренду рыболовные участки у Чебоксар. В 1829 г. они перешли в собственность города (находились по правому берегу Волги от Геронтьевой слободы до д. Набережной, имели площадь 159 дес. 2324 саж.), пополнив список оброчных статей.
Транспорт. Развитие торговли обеспечивало доходами судопромышленность. В 1793 г. два судовладельца имели 4 расшивы, на которых по подрядам доставляли хлеб из Чебоксар и низовых городов в Верхневолжье. В книгах чебоксарского маклера за 1800—1840 гг. зафиксировано более 50 судовладельцев. Некоторые из них наряжали по нескольку судов: в 1832 г. 10 купцов отправили 23 судна, в т.ч. Г. Будаев — 8, М. Дорогов и А. Коротков — по 3, А. Клюев — 2422. В 1842 г. 38 купцов и мещан имели в общей сложности 75 барок, расшив и тихвинок; из них 55% по одному судну, остальные по 2 и более, при этом купчиха 3-й гильдии Е.И. Будаева — 8, купец 2-й гильдии Я. Веденисов — 6, купец 3-й гильдии С.К. Щербаков — 5423. Весной они доставляли хлеб в Рыбинск, а летом и осенью — в Нижний Новгород, Кострому и Ярославль. С началом пароходной навигации по Волге (1846) судовой промысел стал клониться к закату. Однако даже в начале 1860-х гг. Чебоксары лидировали по количеству частных судов (до 70) в Казанской губернии.