ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Социальная сфера

Социальная сфера

Уровень благосостояния жителей столицы. Противоречивость развития советского общества в этот период не могла не отразиться на материальных условиях жизни трудящихся. В условиях так называемой «эпохи развитого социализма» произошло становление нового типа личности, ориентированной на иные, чем прежде, ценности. На смену «спартанскому» потреблению 1940—1960-х гг. пришли новые запросы, люди хотели иметь не только отдельную квартиру, но и автомобили, дачи, бытовую электроаппаратуру, модные вещи и украшения... В то же время эти стремления не могли быть удовлетворены ни по производственным возможностям советской экономики, ни по уровню средней заработной платы рабочих и служащих. В рамках существовавших общественных отношений противоречия между возможностями советской экономики и потребностями населения были трудноразрешимыми.

Следует при этом отметить, что материальный достаток большинства чебоксарцев, как и жителей страны, еще никогда не поднимался на достигнутый в тот период уровень. При этом рост материального благосостояния происходил в условиях резкого роста численности горожан. К 1959 г. Чебоксары из категории средних городов перешли в категорию больших (100 тыс. и более), а в 1973 г. стали крупным городом с населением более 250 тыс. чел. (см. табл. 2). В 1989 г. численность горожан составила 430,2 тыс. чел., а с учетом сельского населения, относящегося к Чебоксарскому горсовету — 432,6 тыс. чел. Темпы роста численности населения в Чебоксарах оказались выше, чем в столицах национальных республик и областных центрах Волго-Вятского экономического района. Шел интенсивный процесс концентрации населения: удельный вес населения г. Чебоксары в общей численности населения республики вырос с 9,4% в 1959 г. до 30,4% в 1985 г. Другими словами, если в 1959 г. в Чебоксарах проживал примерно каждый десятый житель республики, то через 26 лет — почти каждый третий ее житель. Удельный вес города в общей численности горожан республики возрос с 35,8% в 1959 г. до 54,2% в 1989 г.

Увеличение населения шло преимущественно за счет механического прироста, который примерно в 2 раза преобладал над естественным. Только за 1966—1979 гг. приток со стороны составил более 84,5 тыс. чел., или 61,5% общего увеличения населения города. В городе сельское население получало возможность получения более высокой заработной платы, образования, государственного и кооперативного благоустроенного жилья и т.д. Работа и жилье, предоставляемые городом, были весьма важны для поглощения прироста населения. В то же время опережающий рост количества рабочих мест и вызванная этим миграция сельского населения вызвали ряд серьезных социальных проблем, прежде всего обострение жилищного вопроса. В Чебоксарах сложились значительные диспропорции в развитии сферы материального производства и отраслей социальной инфраструктуры. По данным отделов горисполкома, в 1988 г. обеспеченность общеобразовательными школами составляла 65%, дошкольными детскими учреждениями — 80%, магазинами — 71%, предприятиями общественного питания — 37,6%, жильем — 65%. Бюджетный дефицит не позволял решать социальные задачи в полной мере. Если до 1986 г. исполком еще располагал определенными свободными средствами за счет перевыполнения доходов бюджета, то в 1987 г. бюджетный дефицит составил 900 тыс. руб., в 1988 г. — 4,8 млн руб. Кроме того, перед горисполкомом стояла трудная задача трудоустройства граждан, уклонявшихся от занятия общественно полезным трудом и склонных к нарушению производственной дисциплины. Предприятия все чаще отказывались принимать подобный контингент и предпочитали увольнять прогульщиков, а не заниматься с ними воспитательной работой, как требовали руководящие документы советских органов власти.

В итоге 9 декабря 1988 г. городской совет народных депутатов, «учитывая сложившуюся социально-бытовую ситуацию», принял решение о внесении предприятиями, организациями города средств за каждого привлеченного иногороднего работника в сумме 12,2 тыс. руб. Образцом при принятии послужило постановление Совета министров Латвийской ССР, направленное на прекращение необоснованного механического прироста населения республики. Осуществлять прописку и прием на работу «иногородних» предполагалось только после внесения средств предприятием.

Данное решение, распространявшееся и на выпускников чебоксарских высших и средних учебных заведений и ПТУ (за исключением юристов, работников медицины, народного образования, культуры и искусства), вызвало бурное обсуждение в республиканской печати. Десятки статей и писем были опубликованы в газетах «Советская Чувашия», «Молодой коммунист», «Коммунизм ялавё» и др. Указывая на его многочисленные негативные последствия для развития национальной республики и ее столицы, оппоненты выражали возмущение, что в эпоху гласности и перестройки городские власти не поинтересовались общественным мнением и приняли «кулуарное» решение. Несколько месяцев эта проблема живо обсуждалась в республике. В мае 1989 г. горсовет пересмотрел свое решение — теперь предприятия не должны были платить за тех, кто приезжал из Чебоксарского района. Однако 5 июня 1989 г. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР отменил решение Чебоксарского горсовета от 9 декабря 1988 г. как противоречащее Конституциям СССР и Чувашской АССР. К этому времени в бюджет города за принятых на работу иногородних граждан не поступило ни одного рубля.

Особенно охотно в Чебоксары переезжали молодые люди после окончания учебных заведений, службы в армии и т.д. Поэтому если в Чувашской АССР среди всего населения доля лиц старше трудоспособного возраста в 1970 г. составляла 14%, то в Чебоксарах — 8,2%; а в 1979 г. соответственно 15% и 8,2%89. Женщины немного преобладали над мужчинами: по переписи 1989 г. это соотношение составляло 52,8% против 47,2%.

В Чебоксарах наблюдался рост доли национально-смешанных браков. Например, если в 1966 г. такие браки составляли 26,8% от общего числа заключенных браков, то по данным статистико-этнографического исследования 1981 — 1982 гг., каждый третий брак в городе являлся этнически смешанным. При этом основную массу таких браков (86,2%) составляли русско-чувашские браки.

Что касается структуры занятости населения Чебоксар, то в экономике города к началу 1990 г. трудились 240 тыс. чел., из них 50,2% — в промышленности (120,6 тыс. чел.), 8,3% — в строительстве (20,0 тыс. чел.), 6,75% — в торговле (16,2 тыс. чел.), 6,4% — в здравоохранении (15,4 тыс. чел.), 3,7% — на транспорте и связи (8,9 тыс. чел.), по 3,0% — в органах управления (7,2 тыс. чел.) и жилищно-коммунальном хозяйстве (7,1 тыс. чел.), 2,9% — в бытовом обслуживании (6,9 тыс. чел.), по 2,8% — в народном образовании (6,8 тыс. чел.), науке и научных учреждениях (6,8 тыс. чел.), 1,8% — в кооперативах и малых предприятиях (4,4 тыс. чел., не считая совместителей), более 7% — в других отраслях. Еще около 15,1% трудоспособного населения было занято в домашнем и личном подсобном хозяйстве.

Главным источником доходов трудящихся являлась заработная плата. Ее минимальный размер вырос с 50 руб. в годы семилетки до 70 руб. в десятой пятилетке. Соответственно были отменены налоги с заработков до минимального уровня, сократилось число работников, получающих минимальную заработную плату. Заметно были повышены ставки низкооплачиваемых категорий работников материального производства, а затем и работников непроизводственной сферы. Среднемесячная заработная плата чебоксарцев выросла с 111 руб. в 1970 г. до 135,3 руб. в 1985 г., или на 67,2%. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих города оказалась самой высокой в республике, но она была на 15,6 руб. меньше, чем в среднем по РСФСР. Как и по всей стране, оплата труда осуществлялась на основе единой системы ставок и окладов.

В то же время очень сильны оказались уравнительные тенденции в заработной плате: если взять заработную плату неквалифицированного рабочего за 100%, то заработная плата квалифицированного рабочего составляла всего лишь 112%, служащего — 105% и специалиста — 116%. Слабая дифференциация заработной платы приводила к текучести кадров, снижению ответственности работников в выполнении служебных обязанностей, порождала пассивное производственное поведение: рабочие и специалисты трудились с минимальной отдачей — в 1,5—2 раза ниже своих возможностей.

Все большее значение приобретали общественные фонды потребления. Поступления из этого фонда составляли примерно одну треть общего объема потребления населением материальных благ и услуг. За счет них трудящимся предоставлялись бесплатные услуги на образование, здравоохранение, физическую культуру и денежные выплаты различного характера — пособия, стипендии, пенсии, оплата отпусков и др. Если, например, в 1976 г. выплаты из этих фондов в среднем на каждого горожанина составляли 288 руб., то в 1985 г. уже 594 руб. Ежегодно государство отпускало на содержание одного ребенка в детских дошкольных учреждениях в среднем примерно 320 руб., на обучение одного учащегося в общеобразовательной школе — 130 руб., в среднем специальном учебном заведении — 700 руб., на студента высшего учебного заведения — свыше 1000 руб. В семьях, имевших низкие доходы, доля поступлений из общественных фондов потребления оказывалась намного больше, чем в семьях с высокими доходами.

Произошло заметное улучшение социально-бытовых условий жизни горожан. Повсеместно на предприятиях перешли на пятидневную рабочую неделю, минимальная продолжительность ежегодного отпуска рабочих и служащих выросла с 12 до 15 дней, увеличились размеры пособий при временной нетрудоспособности, началась выплата помощи семьям, в которых средний доход не превышал 50 руб. в месяц.

Много внимания уделялось улучшению условий труда и быта женщин и детей. Хотя удельный вес женщин в составе городского населения сократился с 56,8% в 1959 г. до 55,6% в 1979 г., но в Чебоксарах доля женщин была самой высокой из всех столиц национальных республик и областных центров Волго-Вятского экономического района93. В 1960—1970-е гг. были установлены пособия по беременности и родам всем работающим женщинам в размере полного заработка независимо от трудового стажа. Матери, имевшие двоих детей, при рождении третьего и каждого последующего ребенка получали от государства единовременное пособие, а имевшие троих детей, при рождении четвертого и каждого следующего — ежемесячное пособие. В 1981—1985 гг. были введены выплаты единовременного пособия работающим или обучающимся с отрывом от производства матерям в размере 50 руб. при рождении первого ребенка и 100 руб. при рождении второго и третьего ребенка с сохранением действующих размеров пособия при рождении четвертого и последующих детей. Увеличилось также количество оплачиваемых дней по уходу за больным ребенком, вырос размер стипендии учащихся и студентов, а ученики 1—5 классов общеобразовательных школ стали бесплатно получать учебники.

Значительно выросла минимальная пенсия по старости для рабочих и служащих. В 1965 г. в Чебоксарах насчитывалось примерно 16 тыс. пенсионеров, в 4985 г. — уже свыше 37 тыс. чел. Пенсии по возрасту назначались мужчинам по достижении ими 60 лет, женщинам — с 55. Рабочие и служащие, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, выходили на пенсию на 5—10 лет раньше. В то же время рост пенсий отставал от роста заработной платы. Так, в 1985 г. средний размер пенсии у рабочих и служащих составлял всего лишь 40% от их средней заработной платы. Этих средств не хватало для покрытия повседневных нужд. Поэтому более трети чебоксарцев продолжали работать и после выхода на заслуженный отдых.

Принимались меры по улучшению материально-бытовых условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих. Выросло их обеспечение путевками в санатории и дома отдыха, продуктами питания, а также качество медицинского обслуживания. В 1985 г. в городе проживало свыше 8,5 тыс. чел. этой категории населения, в том числе свыше 1 тыс. инвалидов Великой Отечественной войны и более 1,2 тыс. семей погибших военнослужащих. Только за 1982—1984 гг. для них были выделены 173 квартиры, установлены 1,1 тыс. квартирных телефонов. Для их специализированного обслуживания было выделено семь продовольственных, три плодоовощных и пять промтоварных магазинов, а также отдел в Доме торговли. Ветераны и инвалиды получали денежную компенсацию за бензин, пользовались и другими социально значимыми льготами.

В годы перестройки, несмотря на все экономические трудности, данная помощь продолжала оказываться в большом объеме. Так, только в течение 1990 г. получили и улучшили жилищные условия по линии местных Советов 115 семей инвалидов Великой Отечественной войны (ВОВ), погибших военнослужащих и приравненных к ним граждан, 86 участников ВОВ. В то же время к концу 1990 г. в городе в льготной очереди на получение жилья стояли 554 инвалида ВОВ и приравненных к ним семей погибших военнослужащих, 1127 участников войны, а также 1144 воинов-интернационалистов.