ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Культура и искусство.
1960-е — середина 1980-х гг. характеризуются застойными явлениями в духовной жизни советского общества, выделением средств на развитие социально-культурной сферы по остаточному принципу. В то же время культура и искусство не застыли, а развивались, преодолевая различного рода препоны и препятствия. Выросли масштабы деятельности культурно-просветительских организаций, совершенствовалась деятельность средств массовой пропаганды и информации.
К 1985 г. Чебоксары располагали достаточно солидной материальной базой для культурно-просветительской работы. В городе действовали 5 профессиональных театров, филармония, выставочный зал, 65 массовых библиотек, 30 музеев, 20 клубных учреждений, 9 детских музыкальных и художественных школ. В 1969 г. построен кинотеатр «Луч», а в 1970-е гг. — кинотеатры «Сеспель» и «Октябрь» с залами на 1100 и 800 мест соответственно. Успешно работали Дворцы культуры электроаппаратного завода, хлопчатобумажного комбината, им. П.П. Хузангая, клубы агрегатного завода и МВД Чувашской АССР.
Чебоксары играют особую роль в развитии культуры и искусства Чувашии. В ее столице проживали и творили большинство членов творческих организаций республики. Их трудом создано немало книг, театральных постановок, музыкальных произведений, а также произведений живописи, скульптуры и графики. В столице проживали почти все члены Союза писателей Чувашии, число которых в середине 1980-х гг. приблизилось к 100. Тема Родины и народа, войны и мира, добра и зла в центре внимания многих поэтов и писателей. Этой проблематике были посвящены книги «Жизнь прожить — не поле перейти» Н.Ф. Мраньки, «Свияга впадает в Волгу» К.С. Турхана, «Тенета» Ф.Е. Уяра, «Мост» В.З. Иванова-Паймена, «Звездный путь» Л.В. Таллерова, «До счастья три версты» Г.В. Краснова, «Разлив Цивиля» А.В. Емельянова, «Пчелка золотая» B.C. Алендея, «Фундамент» А.Ф. Талвира, «Это было в Дубовке» Л.Я. Агакова, «Дорога на Москву» М.Н. Юхмы и др. Радовали читателей своим творчеством народный поэт Чувашии П.П. Хузангай, лауреат Государственной премии РСФСР им. А.М. Горького народный поэт Чувашии Я.Г. Ухсай, поэты Г.Ф. Орлов, С.В. Эльгер, А.А. Эсхель, П.В. Афанасьев, Р.В. Сарби, Н.Ф. Естафьев, А.А. Воробьев, Г.А. Ефимов, В.И. Давыдов-Анатри и др. Творческие удачи сопутствовали драматургам Н.Т. Терентьеву, П.Н. Осипову, АД. Калган и др. Ежегодно в Москве издавалось до десяти книг чувашских писателей. Чувашское книжное издательство начало выпуск серии чувашских романов на русском языке под названием «Земля Улыпа». Систематически организовывались творческие встречи и литературные вечера в рабочих цехах, молодежных общежитиях, домах и дворцах культуры, по радио и телевидению.
Весьма разнообразной оказалась театральная жизнь города. Высокую оценку зрителей получили спектакли «Горячее сердце», «Варвары», «На дне», «Власть тьмы», «Дом», «Пожарная лошадь», «Иван и мадонна», «Виндзорские проказницы», «Нарспи», «Тудимер», «Айдар», «Выйди, выйди за Ивана» и другие, поставленные в Чувашском академическом драматическом театре им. К.В. Иванова. На сценах театра играли народные артисты СССР Б.А. Алексеев, А.К. Ургалкин, В.К. Кузьмина, В.Н. Яковлев, народные артисты РСФСР В.И. Родионов, Б.С. Марков, Н.Д. Григорьев, Н.И. Григорьева, Н.М. Яковлева и др.
В 1974 г. театр с успехом выезжал на гастроли в Москву, а в 1977 г. Чувашский академический драматический театр награжден орденом Трудового Красного Знамени. Зрелость и мастерство актеров и режиссеров театра получили высокую оценку зрителей во время гастролей в Москву (1974, 1981) и Ленинград (1985), в города Куйбышев, Казань, Ульяновск, Стерлитамак, а также в районы страны с компактным проживанием чувашского населения.
С 1987 г. академический театр начал работать в новых условиях хозяйствования в порядке проводимого в стране эксперимента по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театра. Коллективу предоставлялось право свободного формирования репертуара, в результате чего на афишах появились новые имена для чувашской драматургии — В.В. Тургай, Р.В. Сарби, Н.Н. Сидоров. В театре вводилась новая система оплаты труда, актеры участвовали в оценке поставленных спектаклей и т.п. По итогам 1988 г. заполняемость театра на вечерних спектаклях составляла 95%, возросли доходы театра.
В 1969 г. музыкально-драматический театр разделился на две труппы и наряду с Чувашским государственным академическим драматическим театром организован самостоятельный музыкальный театр (ныне Чувашский государственный театр оперы и балеты). Это стало возможным после того, как музыкально-драматический театр пополнился выпускниками Ленинградского академического хореографического училища им. А.Я. Вагановой, составившими основу балетной труппы. Благодаря этому в 1967 г. чебоксарские зрители увидели балет «Жизель» А. Адана — первый балетный спектакль театра, а в июне 1970 г. на сцене театра поставлен первый национальный балет «Сарпиге» Ф.С. Васильева на либретто Е.Н. Никитина. Вслед за ним в театре получили сценическое воплощение национальные балеты «Ардури» Ф.С. Васильева, «Чудесная вышивальщица» В.А. Ходяшева, «Космическая симфония» А.В. Асламаса. В 1967 г. состоялась также премьера оперы известного чувашского композитора Г.Я. Хирбю «Нарспи», ставшая этапной в истории театра. За создание спектакля автору оперы Г.Я. Хирбю, режиссеру Б.С. Маркову, исполнителям главных партий Т.П. Чумаковой, М.И. Денисову, Л.С. Сорокиной, А.В. Ковалеву присуждена Государственная премия Чувашской АССР им. К.В. Иванова. В 1972 г. состоялись первые гастроли театра в г. Йошкар-Олу. Только в 1984—1985 гг. на 853 концертах и постановках музыкального театра присутствовали 330,9 тыс. зрителей. Особенно плодотворна оказалась деятельность музыкального театра в те годы, когда возглавлял его народный артист РСФСР Б.С. Марков (с 1959 г. по 1975 гг.). В 1986 г. театр переехал в новое здание на берегу чебоксарского залива, что позволило расширить состав труппы, сделало возможным осуществление новых постановок и творческих проектов. В 1989—1990 гг. театр успешно выступал с гастролями в Ленинграде и Москве. В 1988 г. в театре состоялся экспериментальный рок-балет «451° по Фаренгейту».
В репертуар Русского драматического театра входили известные творения отечественных и зарубежных драматургов. Спектакли «Забавный случай» К. Гольдони, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Тринадцатый председатель» А.Х. Абдулина, «Колокола души» Н.Т. Терентьева, «Зинуля» А.И. Гельмана, «Если...» С.И. Алешина, «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» С.А. Соловьева, «Утиная охота» А.В. Вампилова и другие постановки вызывали живой интерес зрителей. В 1982 г. за заслуги в развитии советского театрального искусства театр награжден орденом «Знак Почета».
Плодотворно работал театр юного зрителя, в котором с 1959 г. осталась только чувашская труппа. В 1960-е гг. театр начал тесно сотрудничать с национальными писателями и драматургами. Основу репертуара составляли пьесы чувашских авторов — М.Д. Ухсая, П.Н. Осипова, Н.Т. Терентьева, А.С. Артемьева, JI.H. Родионова, А.Д. Калгана, Ф.Е. Уяра, Ф.Г. Агивера и др. Постоянно в афише ТЮЗа была представлена и классика отечественной и зарубежной драматургии — «Гроза» А.Н. Островского, «Последние» А.М. Горького, «Чайка» А.П. Чехова, «Нахлебник» И.С. Тургенева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Эмилия Галотти» Г.-Э. Лессинга, «Романтики» Э. Ростана и др. Обращение театра к высокой драматургии способствовало повышению художественного уровня, сценической культуры и исполнительского мастерства. В выборе репертуара основное внимание уделялось пьесам героико-романтическим, патриотическим, воспитывающим в молодежи высокую нравственность. Большой популярностью пользовались спектакли «Любаша» B.C. Матушкина, «Сомбреро» С.В. Михалкова, «В добрый час» B.C. Розова, «Остановите Малахова» В.А. Аграновского, «Звоните и приезжайте» А.Г. Алексина, «Нахаленок» М.А. Шолохова. Были также поставлены спектакли по пьесам авторов других национальных республик: X. Вахит (Татарстан), Н. Арбан (Марий Эл), Ф. Буляков (Башкортостан), А.С. Дударев (Белоруссия), А. Чхаидзе (Грузия), Л. Стумбре (Лит¬ва), Абу-Бакар (Дагестан) и др.163 В 1979 г. успешная и плодотворная работа театра отмечена премией Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля, а в 1984 г. театр награжден орденом «Дружбы народов» за заслуги в развитии театрального искусства. В конце 1987 г., после тридцатилетнего перерыва, в ТЮЗе создана русская труппа.
Выросло мастерство коллектива Республиканского театра кукол, где совместно работали чувашская и русская труппы каждая со своим репертуаром. Театр пользовался большой популярностью, в нем было всегда многолюдно. Так, в театральном сезоне 1984/85 г. театр кукол поставил самое большое количество спектаклей из всех театральных коллективов города: на 1,5 тыс. постановках присутствовало свыше 339,2 тыс. зрителей.
Творческие и организационные проблемы перестроечных лет обсуждались на 1 съезде союза театральных деятелей Чувашской АССР, который был создан 26 декабря 1988 г. на базе республиканского отделения Всероссийского театрального общества. Председателем нового союза избрана актриса драматического театра Н.И. Григорьева. В течение 1989 г. театральные коллективы города осуществили 25 премьерных постановок. Спектакль академического театра «Ежевика вдоль плетня» Б.Б. Чиндыкова в 1990 г. признан одним из трех победителей на Всероссийском фестивале «Лучшие спектакли России» в г. Орле и завоевал первое место на фестивале тюркоязычных театров в г. Уфе. Режиссер спектакля В.Н. Яковлев и актеры были удостоены на этих фестивалях специальных призов в разных номинациях.
Немало творческих удач выпало на долю чебоксарских художников. На периодически устраиваемых республиканских и всесоюзных выставках не раз представлялись картины Ю.А. Зайцева, М.С. Спиридонова, Н.К. Сверчкова, П.В. Сизова, Н.В. Овчинникова, Э.М. Юрьева, И.Т. Григорьева, И.И. Григорьева, А.И. Миттова, В.И. Агеева, Г.Д. Харлампьева, В.П. Петрова, Н.П. Карачарскова, В.Л. Немцева, Р.Ф. Федорова и др. В августе-сентябре 1979 г. впервые в выставочном зале Союза художников РСФСР представлены около 100 работ 58 чувашских авторов. На VI зональной выставке «Большая Волга — 85», организованной в апреле 1985 г. во вновь открытом художественном музее, было представлено около 3 тыс. произведений 850 авторов из 10 областей и республик России, в том числе 409 работ 135 художников Чувашии. Среди работ художников Чувашии на выставке выделялись живописные полотна Н.В. Овчинникова, Р.Ф. Федорова, В.И. Белова, Н.Е. Егорова, Н.П. Карачарскова, B.Л. Немцева, П.В. Павлова и др.
Большой интерес вызвало полотно Р.Ф. Федорова «Фреска о хтебе», за которое автор удостоился Государственной премии Чувашской АССР за 1986 г. Выставки в 1980-е гг. устраивались не только в художественном музее, но и в кинотеатре «Сеспель», в Чебоксарском научно-методическом центре народного творчества.
В скульптуре успешно работали Ф.И. Мадуров, АК. Брындин, В.П. Че-репанов, В.П. Нагорнов, П.П. Пупин и др.
В 1969 г. Чебоксарская группа Союза архитекторов СССР преобразована в Чувашское отделение Союза архитекторов СССР. По проектам архитекторов данной организации в 1960—1980-е гг. в Чебоксарах возведен целый ряд интересных с архитектурной точки зрения зданий, определивших облик столицы. Если застройки первой половины 1960-х гг. носили печать массовости без каких-либо индивидуальных черт, то с 1965 г. проектным институтом «Чувашграждан-проект» стали разрабатываться первые индивидуальные проекты. Это были пристрой к Дому Советов (архитектор М.С. Феофанов), музыкально-педагогический и художественно-графический факультеты Чувашского пединститута (И.Н. Гаврилов, Н.Н. Дюльдин, ВД. Шатилов), Дом мод (С.И. Кац), здание художественного музея (ВД. Шатилов). В 1987 г. за проектирование и строительство Чувашского республиканского музыкального театра архитекторы В.А. Тенета, Л.В. Карсян, инженер-конструктор O.K. Смирнов, главный инженер СУОР Н.А. Андрбаев, начальник генподрядного СУ-24 И.Н. Друганкин удостоились Государственной премии РСФСР в области архитектуры.
Значительную роль в художественной жизни города играла такая творческая организация, как Союз композиторов Чувашии. Широкое признание получили произведения композиторов Г.Я. Хирбю, Г.С. Лебедева, Ф.М. Лукина, А.Г. Орлова-Шузьм, Т.И. Фандеева, А.В. Асламаса, А.М. Токарева,
А.А. Петрова, А.М. Михайлова, В.А. Ходяшева, Ф.С. Васильева и др. Оперы композиторов Ф.С. Васильева «Водяная мельница», Г.Я. Хирбю «Нарспи», А. Васильева «Чакка», А.В. Асламаса «Священная дубрава», В.А. Ходяшева «Чудесная вышивальщица» шли на сцене музыкального театра.
В 1960—1980-е гг. шло развитие учреждений музыкальной культуры. При Чувашской государственной филармонии организованы ансамбль «Сеспель» (1968) — первый профессиональный коллектив в Чувашии, работавший в жанре эстрады, музыкально-лекторийная группа (1970), эстрадно-фольклорный ансамбль «Савал» (1976), эстрадно-цирковая группа (1976), Театр сатиры и юмора (1983), Чувашский государственный камерный оркестр старинной и современной музыки (1989), группа «Чавашен» (1991). Чувашский государственный ансамбль песни и танца неоднократно в 1980-е гг. выезжал с гастролями не только в Москву, Ленинград и другие города Советского Союза, но и за рубеж — в Италию, Венгрию, Чехословакию, Польшу, ГДР.
В то же время в рассматриваемый период слабое развитие получила симфоническая музыка. Ситуация стала меняться лишь с конца 1980-х гг., после организации камерного оркестра старинной и современной музыки. В ноябре 1990 г. в Чебоксарах прошел IX фестиваль музыки композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья, в работе которого участвовали деятели музыкального искусства Чувашии, Марийской и Мордовской республик, Татарстана и Удмуртии и на котором композиторами Чувашии был представлен целый ряд оригинальных симфонических произведений.
С 1991 г. в Чебоксарах проводится оперный фестиваль, носящий имя уроженца Чувашии, солиста Большого театра СССР, народного артиста СССР М.Д. Михайлова. В ходе первого фестиваля, прошедшего с 30 ноября по 5 декабря, были с большим успехом исполнены оперы А. Бородина «Князь Игорь», Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», Д. Верди «Трубадур», В. Пигузова «Портрет» и В. Моцарта «Похищение из сераля». Наряду с артистами Чувашского музыкального театра в фестивале приняли участие солисты Большого театра СССР и Нижегородского оперного театра.
В конце 1970-х — 1980-е гг. стали развиваться фольклорные коллективы. Первый в Чебоксарах фольклорный ансамбль под названием «Родные просторы» организован в 1979 г. Л. Кондратьевой при Чебоксарском заводе промышленных тракторов. Ансамбль пропагандировал местный русский традиционный фольклор, в 1984 г. ему присвоено звание «народного». В 1988 г. при Дворце культуры им. Я. Ухсая Чебоксарского элекгроаппаратного завода по инициативе В.М. Холопченко был создан фольклорный ансамбль «Забава», в репертуаре которого были десятки русских народных песен разных жанров: игровых, хороводных, свадебных и др.
С середины 1980-х гг. в музыкальной культуре стал ярко проявляться интерес к аутентичному чувашскому фольклору. Большую роль в пропаганде крестьянского фольклора сыграла деятельность ансамбля «Уяв» под руководством З.А. Козловой, организованного в 1984 г. при управлении культуры администрации г. Чебоксары. Ансамбль являлся ведущим фольклорным коллективом республики. В 1987 г. он стал лауреатом II Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Великого Октября; в 1988 г. — дипломантом Международного фольклорного фестиваля в г. Москве. В 1989 г. фирмой «Мелодия» издана грампластинка «Ай юрлари юррине» («Запоем родную песню»), в которую вошло 20 песен и наигрышей ансамбля. За большой вклад в развитие традиционной национальной культуры, пропаганду чувашского фольклора и эстетическое воспитание молодежи в 1991 г. коллектив награжден премией Союза молодежи Чувашской ССР им. М. Сеспеля.
В 1988 г. при ДК «Акация» пос. Новые Лапсары организован фольклорный ансамбль «Укалча» (руководитель И.А. Сакмаров), с первых же дней много выступавший как в поселке, так и непосредственно в Чебоксарах. В основном ансамбль исполнял песни низовых чувашей: свадебные, хороводные, гостевые и др.
Кроме того, с 1987 г. в Чебоксарах проводились праздники народной инструментальной музыки, с 1990 г. — детские фольклорные праздники. В мае 1987 г. в Чебоксарах состоялся VI Республиканский праздник фольк¬лора166. Еще с 1972 г. раз в 3—4 года в Чебоксарах организовывались фольклорные вечера.
В городе сформировалось множество новых самодеятельных коллективов и объединений. Традиционными стали смотры-конкурсы «творческие отчеты коллективов художественной самодеятельности. В 1970 г. в городском смотре художественной самодеятельности выступило 116 коллективов с участием 8,2 тыс. чел. В 1980 г. 312 коллективов художественной самодеятельности дали более 2 тыс. концертов. Лауреатами всероссийских смотров стали ансамбль песни и танца Дворца культуры электроаппаратного завода и Дворца культуры хлопчатобумажного комбината. В числе лучших были эстрадные ансамбли агрегатного и машиностроительного заводов, женский вокальный коллектив электроаппаратного завода, ансамбль песни и танца республиканского управления профтехобразования, хор педагогического института. Всего в 1985 г. насчитывался 341 коллектив художественной самодеятельности, из которых 25 носили статус народного167. Особо можно выделить народный ансамбль танца «Сувар», созданный в 1980 г. из рабочих и служащих ЧЗПТ. Коллектив неоднократно становился лауреатом всесоюзных смотров художественной самодеятельности, выступал с концертами на ВДНХ СССР и на сцене Кремлевского Дворца съездов, записал свою программу для центрального телевидения. В 1988 г. ансамбль в составе делегации Чувашии участвовал в концертах в Хевешской области и принял участие в Международном фестивале в г. Дьёндьёш (Венгрия), где занял третье место.
1980-е — начало 1990-х гг. ознаменовались проведением в Чебоксарах целого ряда тематических музыкальных фестивалей. Так, в мае 1983 г. состоялся первый музыкальный фестиваль «В краю ста тысяч песен», в котором приняли участие оркестр симфонической и эстрадной музыки Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением А. Михайлова, государственный академический ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева, а также народные артисты СССР Б. Руденко, Т. Синявская, М. Магомаев, В. Леонтьева и др. Через два года на таком же мероприятии выступили популярные коллективы и артисты из Москвы, Ленинграда, Грузии, Украины, которые дали свыше 100 концертов в трудовых коллективах; а в 1987 г. прошел третий фестиваль.
В 1986, 1988 и 1990 гг. в Чебоксарах прошли представительные фестивали джазовой музыки. По мнению музыкантов, прибывших из разных союзных республик СССР и целого ряда зарубежных стран (ФРГ, Франция, Швейцария и др.), по организации и теплоте, царившей на фестивалях, они были одними из лучших в стране. Кроме того, фирма «Чеба» в 1990 г. организовала в Центре музыкального искусства целый ряд концертов иностранных музыкантов.
В январе 1989 г. в Чувашском музыкальном театре состоялся первый Республиканский фестиваль чувашской эстрадной песни «Ритмы Чувашии». Гран-при конкурса получила О. Малеева за исполнение песни «Карталанна уйах». Фестиваль транслировался по Чувашскому телевидению и стал большим шагом в развитии молодежного музыкального движения. По итогам фестиваля на Чувашском телевидении появилась программа «Рок. Эстрада. Джаз», которую вели Ю. Лебедев и Б. Цимковский, на радио — «Популярная компания» с ведущим С. Зобовым. Чувашским республиканским научно-методическим центром народного творчества выпускались информационно-музыкальный вестник «Ритмы Чувашии», иллюстрированные бюллетени поп- и рок-музыки к газете «Авани». В 1990—2000-е гг. фестиваль получил продолжение, и «Ритмы Чувашии» по-прежнему вызывают неугасающий интерес.
Получила распространение в Чебоксарах и авторская песня. В столице действовал городской клуб самодеятельной песни. В 1987 г. он распался, на его базе организовались клубы «Горизонт» и «Ключ», но в дальнейшем произошел спад данного движения.
Важную роль в сохранении и распространении духовных ценностей играли музеи города, которым в 1960—1980-е гг. пришлось преодолеть немало трудностей. Основной целью деятельности Чувашского республиканского краеведческого музея была пропаганда официальной идеологии, реальных и мнимых достижений в экономике и социальной сфере. Музей располагался в неприспособленных помещениях Успенской церкви с печным отоплением. Лишь в 1980 г. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и подъемом уровня воды в Волге республиканский краеведческий музей был переведен в здание, построенное в конце XIX в. купцом М.Е. Ефремовым. За короткий срок на площади 800 кв. м развернуты новые экспозиции. А в 1991 г. музею возвращено здание, в котором он начинал свою деятельность в 1921 г. Здесь разместился Музейно-выставочный центр. Наиболее крупные фондовые коллекции музея составляли археологическая, этнографическая, нумизматическая, документальная, а также коллекции, посвященные природе и природным богатствам Чувашии. Кроме того, имелись собрания живописи, редких книг, оружия. До 300 тыс. туристов и жителей республики ежегодно посещали в 1980-е гг. музей и его филиалы.
Филиал Чувашского республиканского краеведческого музея — Литературный музей им. К.В. Иванова попал в зону затопления Чебоксарской ГЭС и в 1978 г. был закрыт. 27 мая 1990 г. к 100-летию со дня рождения К.В. Иванова он возродился в центре города, на ул. Ленинградской. Общая экспозиционная площадь составила 952 кв. м. Посетители знакомятся с этапами развития чувашской литературы со времени ее зарождения до современных дней. Особо выделено творчество К.В. Иванова. В интерьере кабинета поэта экспонируются мемориальные вещи, среди которых самодельная пишущая машинка, письменные принадлежности, рукописи и рисунки.
9 мая 1974 г. открылся второй филиал Чувашского республиканского краеведческого музея — Музей В.И. Чапаева. Здание музея было построено методом народной стройки (ниме) при участии предприятий, учреждений и широкой общественности г. Чебоксары и Чувашской Республики (архитектор М. Суслов). В 1986 г. рядом с музеем восстановлен мемориальный дом Чапаевых. В этом доме в д. Будайка 9 февраля 1887 г. родился будущий полководец. Здесь воссоздан интерьер русской крестьянской избы конца XIX в., использованы подлинные предметы быта, утвари, принадлежавшие родственникам В.И. Чапаева из деревень Будайка и Гремячево. Помимо самого здания музея и мемориального дома, в музейный комплекс вошли сквер Чапаева, памятник В.И. Чапаеву, мемориальная стена с барельефами Д.А. Фурманова, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевского, В. В. Куйбышева, И.С. Кутякова (скульптор Э. Агоян).
В 1985 г. на базе Чувашской государственной художественной галереи в новом здании по ул. Калинина по проекту архитектора В.Д. Шатилова открылся Чувашский государственный художественный музей. В собрании музея представлены произведения чувашской живописи, графики и скульптуры XX — начала XXI в., народного и декоративно-прикладного искусства; произведения древнерусской живописи, отечественного и зарубежного изобразительного искусства XVIII—XX вв. Уникальными являются коллекции чувашских народных головных уборов и украшений, чувашской вышивки и узорного ткачества; коллекции произведений А.А. Кокеля, М.С. Спиридонова, Н.К. Сверчкова, Ю.А. Зайцева, И.В. Дмитриева, Н.В. Овчинникова, П.В. Сизова, Е.И. Ефремовой, П.Г. Кипарисова, А.И. Миттова, Э.М. Юрьева, Ю.И. Ксенофонтова и других чувашских художников.
В 1988 г. как филиал художественного музея основан мемориальный музей-квартира М.С. Спиридонова, открывшийся 24 апреля 1990 г. Он расположился в квартире, где с 1966 г. по 1981 г. жил и работал художник. В музее сохранена обстановка квартиры с личными вещами художника, развернута выставка его произведений.
Заметно расширилось число ведомственных музеев. В пединституте в 1968 г. в связи с 120-летием со дня рождения просветителя и 100-летием основанной им Симбирской чувашской школы создан музей И.Я. Яковлева. В его организации большую помощь оказали внуки просветителя А.А. и Е.А. Некрасовы, О.А. и И.А. Яковлевы. В фондах музея — личные вещи, документы, книги, фотографии И.Я. Яковлева, которые отражают основные этапы жизни и просветительской деятельности педагога. При ЧГУ в октябре 1971 г. открыт Музей И.Н. Ульянова с разделами: астраханский период жизни и деятельности И.Н. Ульянова (1831—1850), казанский (1850—1854), пензенский (1855—1863), нижегородский (1863—1869) и симбирский период (1869—1886). В 1991 г. здесь создан раздел, посвященный И.Я. Яковлеву. Ежегодно эти ведомственные музеи посещали по несколько тысяч человек.
В 1970—1980-е гг. Чебоксары пережили настоящий бум в сфере создания ведомственных и общественных музеев: открылись музеи истории и трудовой славы троллейбусного управления, машиностроительного завода, завода промышленных тракторов, музей боевой и трудовой славы ЧГУ, Музей материнской славы ЧГПИ. В школах, на факультетах вузов создавались учебные музеи.