ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Образование и наука

Образование и наука

В 1945/46 учебном году в 7 средних, семилетней и 3 начальных школах к занятиям приступили около 5,5 тыс. учащихся. Классы были переполнены. По нормам на одного ученика полагалось 12 куб. м учебной площади, фактически этот показатель был в 3 раза меньше. Особенно перегружены были младшие классы, в то время как в некоторых старших был недокомплект. Ни одна школа не имела специальных помещений под физические, химические, биологические, военный кабинеты. Здания требовали ремонта. На 1946/47 учебный год не хватало 32 учителей, в т.ч. 23 для начальных и 9 — для старших классов.

Некоторые дети из малообеспеченных семей не посещали школу из-за отсутствия одежды, обуви. В 1945/46 учебном году таких насчитывалось 31 чел: В 1946 г. горисполком выдал нуждающимся школьникам 800 пар валенок и другой обуви, 42 платья, 16 пальто. Позднее создан фонд всеобуча, который пополнялся в основном за счет предприятий.

Одной из острых проблем являлось качество обучения. В школах было много неуспевающих учеников. В конце 1945/46 учебного года из 5188 учащихся насчитывалось 587 второгодников, оставленных на осень — 573 чел., т.е. неуспевающих — более 20%.

В 1946—1950 гг. в Чебоксарах построены 3 школы на 680 мест, часть зданий освободили занимавшие их учреждения. К началу 1951/52 учебного года открыты школы № 11 и № 22 на 1420 мест. Всего в городе стало 22 школы. При заводах электроаппаратном и п/я № 12 функционировали школы рабочей молодежи, в которых весной 1951 г. обучалось 350 чел.

Обеспеченность учителями удалось достичь в 1947/48 учебном году. Из 307 преподавателей 108 окончили вузы, 40 — учительские институты, 159 — педучилища. 88 учителей имели правительственные награды, в т.ч. 7 — орден Ленина, 7 — Знак Почета, 4 — Красной Звезды. С хорошей стороны зарекомендовали себя Е.П. Александрова, Л.Г. Денисова — учителя русского языка и литературы женской школы № 1, Е.А. Семенова — учительница начальных классов той же школы, Т.П. Сычова — учительница биологии мужской школы №2, А.И. Туймедова — учительница физики женской школы № 2 и мн. др. Т.П. Сычова, например, организовала работу на пришкольном участке (вместе с учениками заложила плодово-ягодный сад, участки земляники, цветочно-декоративных растений, овощных и злаковых культур, биологический), создание которых ускорилось после соответствующего решения августовской (1948) сессии ВАСХНИЛ (уже в апреле 1949 г. горисполком выделил участки для учебно-опытных работ).

Передовой опьгг, творчество учителей были востребованы в условиях пере-хода ко всеобщему обязательному 7-летнему обучению в 1949/50 учебном году. В столицах же республик, городах республиканского подчинения, областных, краевых крупнейших промышленных центрах согласно решениям XIX съезда партии должен был начаться переход к всеобщему среднему образованию.

В 1955/56 учебном году контингент учащихся в городе должен был возрасти более чем на 850 чел., для них требовались новые школы. В конце 1956 г. все средние школы города работали в 2 смены, в них не были оборудованы специальные кабинеты по машиноведению, электротехнике, не во всех школах имелись кабинеты физики, химии, биологии. В зданиях, в которых размещались ШРМ, занятия велись в 3 смены. В 1957/58 учебном году введены 4 школы, число учащихся увеличилось с 9864 чел. в 1956 г. до 12146 чел. в 1958 г., учителей — с 478 до 538 чел. соответственно. В 1958 г. в городе было 27 школ, в т.ч. 12 средних, 6 — семилетних. 9 — начальных. Доля второгодников составляла около 7—10%.

К концу 1959/60 учебного года в Чебоксарах функционировало 7 ШРМ, число учащихся — около 1600 чел. В работе этих школ были серьезные недостатки, связанные со стремлением любой ценой выполнить план приема и создать видимость благополучия. В начале учебного года обычно принимали учащихся больше нормы, а в гороно предоставляли искаженные сведения, чтобы улучшить показатели отсева. Например, в ШРМ № 1 на 1958/59 учебном году планом предусматривалось зачисление 235 чел. Директор школы представил данные, что 1 сентября 1958 г. к занятиям приступили 246 чел., хотя фактически — 374 чел. В конце первой четверти по классным журналам в школе числилось 276 учащихся, но по сведениям, поступившим в гороно — 244 чел. Неуспевающих в ШРМ насчитывалось около 25%.

В Чебоксарах действовал санаторный детский дом для детей-сирот. которому много помогали шефы: ЧХБК, Сосновский лесозавод, а также Московская академия бронетанковых и механизированных войск. Дтя помощи детям из малообеспеченных семей привлекались средства из фонда всеобуча. В 1959 г. он составил 25 тыс. руб., в 1960 г. — 25,2 тыс. руб. На эти средства дети данной категории, обучающиеся в 11 школах города, получали по стакану бесплатного молока, 47 учащихся — горячие завтраки. 220 учащимся оказана и другая помощь (покупка одежды, обуви и др.р.

В 1950-е гг. стало уделяться внимание связи школьного обучения с производительным трудом. Распоряжением правительства от 16 мая 1955 г. школам передавалось промышленное оборудование и сельскохозяйственные машины, не используемые в производстве. На начало 1956/57 учебного года все средние и 7-летние школы Чебоксар имели учебные мастерские для работы по дереву, металлу и комбинированные. Например, в школе №7 учащиеся овладевали азами столярного и слесарного дела, выполняли электромонтажные работы, изучали устройство автомобиля. Во многих школах учащиеся изготовляли простейшие приборы и приспособления для лабораторных занятий. В том же направлении строилась работа школьных кружков. В школе №6, например, учащиеся занимались в электротехническом кружке, изучали автомобиль, кинодело. Работал городской Дом пионеров. В 1957 г. 34 его кружка посещали более 1200 чел.

В 1961 г. было принято решение о перестройке системы народного образования, о связи обучения с жизнью. Все средние школы преобразованы в 11-летние, 7-летние — в 8-летние. За школами закреплялись шефы в лице промышленных предприятий, которые передавали им различное оборудование. В 1961—1962 гг. в 11 школах построены мастерские. К началу 1963 г. на 14 фабриках и заводах города проходили производственную практику 1567 учащихся. В 1964/65 учебном году функционировали 36 школ, в т.ч. 6 начальных, 13 восьмилетних и 17 средних с более чем 26 тыс. учащимися.

Городские техникумы: электромеханический, энергетический, кооперативный и текстильный, а также художественное и музыкальное училища выпускали специалистов средней квалификации. В 1962 г. к ним добавился планово-экономический техникум. В 1959/60 учебном году в средних специальных учебных заведениях города обучалось свыше 2300 чел. Более высокий уровень квалификации обеспечивали педагогический и сельскохозяйственный институты; учителей с незаконченным высшим образованием готовил учительский институт (работал до 1952 г.). Всего в 1946/47 учебном году обучалось 1366 студентов, выпущено 354 чел.