ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Благоустройство и бюджет

Благоустройство и бюджет.

После войны больше внимания стало уделяться благоустройству города. В 1945 г. на эти цели использовано 802 тыс. руб. К 25-летнему юбилею республики принят план по благоустройству столицы. Красная площадь была заасфальтирована. Чебоксары 1940— 1950-х гг. — преимущественно деревянный, одноэтажный город, пересеченный оврагами. Значительные средства шли на строительство мостов, лестниц, тротуаров. В 1945 г. отремонтировано и восстановлено 3015 пог. м изгороди, восстановлено и построено 285 ворот. При этом горожане растащили и сожгли за зиму 600 пог. м изгороди и 80 ворот.

В 1946 г. на благоустройство выделено 653 тыс. руб., но и они освоены на 89% — сказалось отсутствие материальной базы, нехватка материалов. В 1947 г. на благоустройство пошло более 1,5 млн руб., значительная часть которых использована на мощение улиц. При плане 5476 кв. м замощено 7168 кв. м (в 1946 г. — 2276 кв. м). С мостовыми в городе обстояло плохо. В весеннюю и осеннюю распутицу по дорогам было не проехать. Городские власти критиковались за запущенность ул. Нагорной, по которой в период хлебопоставок в Заготзерно ежедневно из Сундырского района проезжали сотни подвод с хлебом. До города они ехали 25—30 км по неплохим дорогам, а в Чебоксарах часто ломались из-за состояния улиц.

Городу не хватало средств на расширение работ по благоустройству, другие хозяйственные и культурные нужды. Бюджет Чебоксар в основном складывался из отчислений от госналогов, местных налогов и сборов, прибылей ЖКХ. В 1945—1946 гг. он составлял 12—13 млн руб., из которых около 75% шло на просвещение и здравоохранение, около 15% — на коммунальное хозяйство. В 1947—1952 гг. бюджет колебался в пределах 18— 22 млн руб., затем увеличился до 36 млн руб. С организацией совнархоза возрос с 50 млн руб. в 1957 г. до 60 млн руб. в 1959 г. Поступления в основном обеспечивались налогами с предприятий. В 1956 г. планировалось с прибыли от кооперативной промышленности (10,9 млн руб.), перечислить в него 6,5 млн руб. В бюджет поступало около 10% суммы от реализации госзаймов. В Чебоксарах займ 1955 г. реализован на 20 млн руб., из них около 1,9 млн руб. поступили в местный бюджет. Бюджет на 1964 г. утвержден в сумме 8780 тыс. руб. Доходную часть составляли в основном налоги с оборота (2,7 млн руб., отчисления от прибыли — 2,5 млн руб., налоги с населения — 2,3 млн руб., а также госпошлина, налог со зрелищ, местные налоги и сборы — 0,8 млн руб.). Значительно возросла доля расходов на просвещение и здравоохранение, куда направлялось 8 из каждых 10-ти руб. Чуть более 1,5 руб. из 10-ти направлялись в сферу ЖКХ. При этом следует иметь в виду, что часть работ по благоустройству города выполнялись предприятиями за счет своих средств.

В 1951 г. общая площадь улиц, площадей и набережных равнялась 1620 тыс. кв. м, из них с твердым покрытием — 113 тыс. кв. м, с асфальтовым — 57 тыс. кв. м132. В 1951 г. построена баллюстрада на берегу Волги с асфальтовым тротуаром вдоль нее. Она стала любимым местом прогулок горожан. После открытия в 1952 г. памятника К.В. Иванову сквер стал носить его имя. На другом конце города, в Лакреевском лесу, в середине 1950-х гг. разбит парк, в 1957 г. получивший статус городского парка культуры и отдыха им. 40-летия Великого Октября. В конце пр. Ленина одновременно с установкой памятника В.И. Чапаеву в 1960 г. разбит сквер, названный в его честь. К середине 1950-х гг. протяженность городских улиц, проездов и набережных составляла 91,2 км, из которых замощено 27%, тротуаров — 182,4 км, из них с разного рода покрытием — 15,1%. Освещалась электричеством 1/4 часть улиц, но на большинстве из них были только отдельные электроточки, лишь ул. К.Маркса и Ленинградской имели нормальное освещение. Спустя десятилетие ситуация улучшилась незначительно: в сентябре 1964 г. более трети уличных светильников не работали, освещение на большинстве улиц отсутствовало.

С пуском в 1958 г. асфальтобетонного завода возможности по моще¬нию городских улиц возросли. В конце десятилетия проводились значи¬тельные работы по строительству пр. Ленина, ул. Ярославской, расшире¬нию ул. К.Иванова, асфальтированию улиц Нагорной, К.Маркса и др. Доля заасфальтированных улиц, площадей и тротуаров увеличилась до четверти к их общей площади, столько же составляли замощенные. В 1964 г. заасфальтировано 460 тыс. кв. м дорог и площадей.

Особенно впечатляют результаты благоустройства города к 40-летию республики. В первое полугодие 1960 г. заасфальтировано 180 тыс. кв. м дорог (80% годового плана), построено 38 тыс. кв. м асфальтированных тротуаров и площадей. В конце 1950-х гг. началась застройка пр. Ленина. На территории, примыкавшей к Красной площади, в 1957—1961 гг. велось строительство здания ЧГАДГ (архитектор А.П. Максимов). В 1960 г. пр. Ленина в основном сформирован, реконструирована Советская площадь. В конце 1950-х гг. завершено строительство главных учебных корпусов педагогического и сельскохозяйственного институтов (архитекторы А.К. Крылов и Е.Е. Калашников соответственно). В дни празднования 40-летия Чувашской АССР на площади установлен памятник В.И. Ленину. В апреле 1964 г. его именем названа и сама площадь. В порядок приведены вокзальная площадь, ул. К. Маркса и Ленинградская, облагорожены берега рек, заложен ряд скверов. 15 мая 1960 г. на массовый воскресник по благоустройству вышли около 17 тыс. горожан -6. После создания в 1961 г. древесно-декоративного плодового питомника озеленение города стало вестись с учетом достижений биологической науки.

За развитием города не поспевало строительство дорог. До 1960 г. выезд из города осуществлялся по ул. К.Маркса и пр. Ленина, но с увеличением движения проезд грузового транспорта по ним закрыт, он стал направляться по ул. Ярославской, которая не была рассчитана на такую нагрузку (в городе насчитывалось около 2,5 тыс. автомобилей, из которых 1,6 тыс. — грузовые). Ширина проезжей части улицы не превышала 6 м. один слой асфальта не выдерживал нагрузки и постоянно шел ремонт. Из- за отсутствия путепровода на выезде из города на Канашский тракт в ожидании пропуска поездов и завершения маневровых операций образовывались большие пробки. В ноябре 1960 г. обком КПСС и правительство Чувашии обратились в Министерство автотранспортных и шоссейных дорог РСФСР с просьбой о строительстве объездной дороги, но в начале 1961 г. получили отказ. После этого руководство республики обратилось к председателю правительства РСФСР Д.С. Полянскому с тем, чтобы он обязал министерство оказать содействие в строительстве транзитной дороги через ул. Московскую и Урицкого по мостовому переходу через р. Чебоксарку. Строительство мостов через Кайбулку и Чебоксарку завершено в 1965 и 1966 гг. соответственно. Путепровод начали сооружать в 1965 г. В том же году окончилось строительство новой магистрали от пр. Ленина до ЧХБК по оси ул. Гагарина с пуском по ней второй очереди троллейбусного сообщения.

После войны обострилась проблема водоснабжения Чебоксар. Если в 1938 г. для промышленных предприятий и населения подавалось в год 500 тыс. куб. м воды, то в 1946 г. требовалось 1263 тыс. куб. м. С 1948 г. проводилась реконструкция водопровода, но темпы ее были низкими. Постановлением правительства СССР «О мерах по развитию промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и культурно-бытового строительства в г. Чебоксары» от 30 ноября 1949 г. предусматривалось выделить около 1 млн руб. на расширение водопровода. В 1950—1953 гг. построен второй блок головных сооружений водопровода, но это не удовлетворило потребности города. Например, летом 1954 г. в районе ЧХБК воду подавали 2 раза в день по 45 мин. Всего к середине 1950-х гг. водопроводом пользовалось менее половины жителей Чебоксар.

В 1955 г. создано управление «Водоканал». В 1956 г. протяженность городского водопровода достигла 26 км, в 1958 г. — 33 км. В 1960 г. один житель в сутки израсходовал в среднем 80 л воды при норме 200—250 л. Не полностью удовлетворялись потребности в воде и промышленных предприятий. Потребность города в начале 1960-х гг. составляла 30 тыс. куб. м в сутки, т.е. в 8—9 раз больше, чем в 1946 г. Всего в Чебоксарах насчитывалось около 80 водоразборных будок. Водопровод давал 18 тыс. куб. м при проектной мощности 12 тыс. куб. м. Иначе говоря, водопроводные сети работали с нагрузкой в 1,5 раза выше расчетной. К концу 1950-х гг. отсутствовал водопровод в новом районе города — пос. Южном. В 1961 г. совнархоз утвердил проект реконструкции чебоксарского водопровода с размещением водозаборных и очистных сооружений в районе д. Завражное, который стал осуществляться в 1963 г.

В черте города в Волгу впадали четыре речки общей протяженностью 16 км. При весенних паводках происходил размыв слабо укрепленных берегов. Протяженность канализационных сетей составляла около 8 км. Сточные воды сбрасывались в Волгу лишь после процесса отстаивания. В 1959 г. ЧХБК построил очистные сооружения мощностью 15 тыс. куб. м в сутки, что превышало имевшиеся мощности в 2 раза. Первые канализационно¬очистные сооружения построены в 1960—1962 гг.

В 1957 г. начались работы по газификации Чебоксар. Газ подавался из Татарии по отводу от магистрального газопровода Казань—Горький. В октябре 1958 г. организован трест «Чебоксарыгоргаз». В том же году были газифицированы 32 квартиры, в 1959 — 1515, в 1960 г. — 1812142, в 1964 — 2945143. Активно велась работа по переводу на газ коммунальных и бытовых котельных. В 1964 г. в городе использовано 80 млн куб. м газа, что сэкономило 250 тыс. куб. м дров.