ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Фабрично-заводская промышленность
В 1928 г. в основном завершилось восстановление народного хозяйства. Чувашия, как и другие регионы, приступила к выполнению плана I пятилетки, который предусматривал значительные сдвиги в структуре экономики. В 1928 г. в Чебоксарах действовало 7 крупных для того времени предприятий: электростанция, типография, металлообрабатывающий, деревообрабатывающий, спиртоводочный, кожевенный и лесопильный заводы, а также 6 мукомольных мельниц. В 1928/29 хозяйственном году они произвели продукции на 2974 тыс. руб. против 635 тыс. руб. в 1913 г. Рабочий класс насчитывал 791 чел.: 167 чел. трудились в пищевой промышленности, 74 были металлистами, 198 — печатниками, 353 — деревообработчиками.
Если за годы нэпа заработная плата рабочих выросла в среднем на 39%, то с конца 1920-х гг. из-за роста инфляции уровень их жизни не повышался. С развертыванием индустриализации политика государства была направлена на замораживание заработной платы.
I Всечувашский съезд Советов (январь 1926 г.) и II съезд Советов Чувашской АССР (март 1927 г.) признали развитие промышленности одной из важнейших задач. В марте 1929 г. III съезд Советов Чувашской АССР утвердил пятилетний план развития народного хозяйства и культуры республики на 1928/29 — 1932/33 гг. Он предусматривал осуществление «решительного сдвига в сторону индустриализации с максимальным использованием местных источников производительных сил».
За годы 1-й пятилетки в республике было намечено построить 16 новых объектов, из них в Чебоксарах — судостроительную верфь, черепичный, известково-алебастровый, клинкерный, кожевенный, стекольный, маслодельный заводы; мебельную фабрику, механические мастерские универсального типа, а также железнодорожную станцию. Особое значение придавалось строительству Чебоксарского лесообрабатывающего комбината, призванному обеспечить безлесные районы страны строительными и поделочными материалами. В связи с острой нехваткой строительных материалов для строящихся промышленных предприятий и объектов городского коммунального хозяйства, в план 1-й пятилетки включено строительство в городе крупного кирпичного завода. Кроме того, были запланированы значительные объемы торфоразработок в районе Чебоксар. В эти же годы развернулись работы по подготовке к строительству Чебоксарской ГЭС.
К разработке документации и выбору мест строительных площадок в первое время привлекались научные силы городов Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода и Казани. Во 2-й половине пятилетки активно работали местные подготовленные кадры. Но запланированные объемы работ были практически невыполнимы, производительность предприятий — низкой. На некоторых из них изношенность оборудования достигала 90%.
К началу индустриализации в городе не было предприятий тяжелой промышленности. Все имевшиеся производства относились к пищевой и легкой промышленности и работали исключительно на местном сырье. Они были построены до революции, станки и силовые установки эксплуатировались более 20—25 лет. Развитие промышленности во многом тормозило отсутствие железнодорожной связи с промышленными центрами и экономически развитыми регионами страны, а также слабая материально-техническая база строительной индустрии, недостаточность энергоресурсов.
29 апреля 1929 г. в городе состоялась рабочая конференция представителей предприятий и учреждений по вопросам укрепления трудовой дисциплины, роста производительности труда и снижения себестоимости продукции. На ней присутствовали более 50 рабочих, представители профсоюзов и администрации предприятий. На каждом предприятии решено организовать комиссии по контролю за ростом производительности труда и снижением себестоимости продукции. Хозяйственным организациям рекомендовано расширить подготовку специалистов, обеспечив ими производство.
В это же время на всех цензовых предприятиях города, по примеру передовых предприятий страны началось соревнование под лозунгом: «Пятилетку в четыре года!». Коллектив Чебоксарского кожевенного завода стал соревноваться с Алатырской махорочной фабрикой, Чебоксарский спирт- завод — с Ядринским маслозаводом; Чебоксарская пекарня — с Нижегородской пекарней № 5, Алатырской, Ядринской и Марпосадской пекарнями; Чебоксарский пивной склад — с Алатырским пивным складом. Соревнование дало положительные результаты. Так, на спиртзаводе к середине июня 1929 г. производительность труда повысилась на 21%, брак снизился с 4 до 2%, прекратились прогулы и опоздания на работу.
В годы 1-й пятилетки стали внедряться коллективные формы труда. Так, по примеру первой ударной бригады, созданной в 1928 г. на Алатырском ПРЗ, они были сформированы и в Чебоксарах. А в ноябре 1929 г. состоялась I республиканская конференция ударных бригад. В Чебоксаpax первым объявил себя ударным предприятием спиртоводочный завод, затем к нему присоединились кожевенный завод и Милютинский лесозавод. В движении ударничества включилась молодежь города: к маю 1932 г. насчитывалось 17 ударных молодежных бригад, в которых трудились 177 чел.
В 1929 г. завершена реконструкция кожевенного завода, что увеличило его мощности. Если в 1926/27 хозяйственном году он перерабытывал 500 кож, то в 1929/30 хозяйственном году — в 42 раза больше. Результаты 1931 г. оказались еще более значительными, но предприятие было не способно удовлетворить потребности населения в полной мере.
За годы предвоенных пятилеток укрепилась материально-техническая база производства стройматериалов. В 1932 г. начал действовать Чебоксарский кирпичный завод мощностью 8 млн кирпичей в год с штатом 90 рабочих. Расширение объемов строительства требовало увеличения производства кирпича, поэтому на заводе установлены 3 вертикальные глиномялки производительностью 4800 шт. кирпича в смену каждая, построено 8 обжиговых печей производительностью 230 тыс. шт. кирпича и одна известковая яма. На все это правительством республики выделено 546 тыс. руб. Значительное расширение промышленного строительства потребовало создания строительной организации «Чувашстрой» с его подразделениями.
В годы 1-й пятилетки увеличилась доля государственных и кооперативных предприятий. В 1932 г. вся промышленность города выпускала продукции в два с лишним раза больше, чем в 1928 г. Достаточно успешно работали заводы, подведомственные народным комиссариатам тяжелой, легкой, лесной промышленности и Народному комиссариату снабжения. Валовая продукция кирпичного завода составляла 55,9 тыс. руб., кожевенного завода — 406,9 тыс. руб., Милютинского завода — 841,3 тыс. руб., винокуренного завода — 3680,4 тыс. руб.
Чебоксарский спиртзавод план 1-й пятилетки выполнил на 144,7%. С 1932г. наряду с хлебным вином стала выпускаться пшеничная водка и ректификат (96-градусный спирт). К концу пятилетки число рабочих выросло на 76%, их средний месячный заработок составил 58 руб. Улучшились социально-бытовые условия: в 1932 г. построено общежитие, расширена жилая площадь на 251 кв. м, пущена в эксплуатацию баня-душ, открыта столовая с пропускной способностью 500 чел., построен колхозный ларек, организован заводской клуб. Для улучшения питания рабочих, а также членов их семей создано подсобное хозяйство (свинарник, крольчатник и т.д.). Все основные цеха были переведены на хозрасчет.
В 1931 г. начали действовать авторемонтные мастерские при автобазе. С апреля 1933 г. они были переведены на металлозавод и приближены к типу заводских предприятий с возможностью производства капитального ремонта машин. Из-за отсутствия материальной базы и квалифицированных кадров вместо основной работы — текущий, средний и капитальный ремонт машин, ремонт станков и оборудования, изготовление запасных частей, мастерские занимались мелким ремонтом сторонним заказчикам и изготовлением разных изделий на склад.
План 2-й пятилетки предусматривал ускоренное развитие машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности, расширение сырьевых и энергетических ресурсов. В Чебоксарах, в частности, намечалось строительство фабрики технических сукон и плодоовощного комбината. Но в первые годы пятилетки капиталовложения направлялись главным образом на завершение реконструкции предприятий и строительных объектов. В их числе были Чебоксарская типография, кожевенный и кирпичный заводы и др. Так, в 1932—1935 гг. на развитие производства кожевенного завода отпущено 160,1 тыс. руб. капитальных вложений. Это позволило за 9 месяцев 1934 г. изготовить 31740 пар обуви (для сравнения: в 1931г. 3257 пар). Значительно расширился ассортимент продукции (мостовье, хром, сапоги кожаные, сапоги хромовые, ботинки, туфли, рукавицы, детская обувь, чувяки), улучшилось ее качество, снизились себестоимость и отпускные цены. Все это сказалось на росте заработной платы. Если в 1931 г. она составляла у рабочих 96 руб. 90 коп., служащих — 135 руб., ИТР — 243 руб., то в 1934 г. соответственно — 127 руб., 161 руб., 327 руб.
В начале 2-й пятилетки партийные и профсоюзные организации приложили значительные усилия по организации на предприятиях города массового индивидуального соревнования за освоение новой техники и повышение производительности труда, стала практиковаться сдача технических экзаменов. Вместе с ростом капиталовложений это позволило досрочно завершить реконструкцию предприятий, увеличить их мощности.
В 1934 г. завершилась реконструкция кирпичного завода, превратившая его из предприятия полукустарного типа в механизированное производство. В 1934 г. выпущено 2200 тыс. шт. сырца (63% годового плана) и 512 тыс. шт. обожженного кирпича (51,2% годового плана). Кирпич часто не соответствовал стандартам, нередко выходил из обжига пережженным или спекшимся. Это объяснялось низкой квалификацией рабочих, плохой организацией труда и погоней за количеством в ущерб качеству. Со временем пришел опыт и знания: в начале 1935 г. выработка кирпича увеличилась по сравнению с 1932 г. на 36,6%, себестоимость снизилась на 31,3%, отпускные цены — на 40%. С этих пор предприятие работало безубыточно.
Рабочие кожевенного завода первыми в Чувашии поддержали почин А.Г. Стаханова. Включившись в стахановское движение, раскройщик завода, производственник с 40-летним стажем Н.В. Морковкин выполнил сменную норму на 229% и заслужил звание стахановца. Стахановцами стали и аппаратчик А.Н. Люминарский на спиртзаводе, обжигательница Р. Кузьми¬на и съемщица 3. Шепелина на кирпичном заводе, закройщик И.А. Асафьев и др. К концу 1935 г. на предприятиях города трудилось 57 стахановцев.
Ударная работа не подкреплялась улучшением бытовых условий. Так, в отчете о стахановском движении на Милютинском лесозаводе (март 1936 г.) констатировалось: «...большинство рабочих живет в деревянных бараках, в зимнее время стены продуваются ветром. На квартире у стахановца укладчика лесоматериалов В.П. Соловьева в маленькой комнате живет бригада в 10 чел., и в этой комнате можно найти все, что не нужно для жизни человека. При заводе имеется общая баня на 15 чел., но не имеется ни одного таза...».
Важную роль в увеличении выпуска продукции и повышении ее качества играла творческая инициатива рабочих и ИТР. В ходе месячника — смотра реализации рабочих предложений и изобретений (июль—август 1933 г.), объявленного Чувашской организацией общества изобретателей, по городу внесено 121 предложение, из них внедрено 82.
Возможности предприятий сковывало отсутствие руководителей и ИТР, способных налаживать сложные производства. Требовались коренные изменения в организации производства, создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и др. В целом, несмотря на трудности и недостатки, промышленность города получила определенное развитие. Так, стоимость производственных фондов кирпичного завода возросла с 531 тыс. руб. в 1932 г. до 1154 тыс. руб. в 1937 г., кожевенного завода — со 107 тыс. руб. до 502 тыс. руб. соответственно.
К началу 1938 г. в городе имелось 60 промышленных предприятий, вместо 36 в начале II пятилетки, на которых было занято 2221 чел. (в 1933 г. — 1441 чел.)22. Вырос удельный вес чувашей среди рабочих. По состоянию на 1 апреля 1937 г. на макаронной фабрике они составляли 51,9%, на спирт- заводе, электростанции, кожевенном заводе, типографии — 43,3—45,8%.
В 1935 г. завершилось строительство Дома печати с типографией. Затем вошли в строй действующих лесопильный завод на берегу Волги, Заволжское торфопредприятие, мебельная фабрика и др. Но среди них не было крупных предприятий. В докладе председателя Совнаркома Чувашской АССР Л.С. Спасова на X сессии ЦИК республики (апрель 1937 г.) о народнохозяйственном плане на 1938 г. говорилось: «Мы хотим в столице республики — в Чебоксарах — создать крупный промышленный узел... Это имеет большое политическое и хозяйственное значение».
Для развития промышленности необходимо было решить проблему энергоснабжения. С этой целью планировалось строительство в Чебоксарах ТЭЦ мощностью 24 тыс. кВт с вводом в эксплуатацию первой очереди в 1941 г. Кроме того, намечалось расширение существующей коммунальной электростанции города. А в связи с началом создания топливной базы в республике были запланированы подготовительные работы по разработке заволжского торфа для промышленных целей. Планом 3-й пятилетки на строительство в Чебоксарах промышленных предприятий и объектов социально-культурного назначения было выделено 9360 тыс. руб. Среди них завод оборонного значения № 532 (с 1939 г. — завод №320; ныне ПО им. Чапаева), мясокомбинат, хлебозавод и др.
В 1940 г. в Чебоксарах работали 123 промышленных предприятия, из них государственных и принадлежавших общественным объединениям — 58 (47,1%), колхозных и кооперативных — 65 (52,9%). К наиболее крупным относились: кирпичный завод (80 рабочих), кожевенный завод им. Водопьянова (146), типография (180), макаронная фабрика (64), ликероводочный завод (94), мастерская индивидуального пошива (25). На каждом промышленном предприятии городского подчинения было занято в среднем 43 рабочих (в 1932 г. — 15).
С конца 1930-х гг. зародилась традиция встречать революционные праздники высокими производственными показателями. Целые коллективы стремились работать по-стахановски. Так, коллектив ликероводочного завода перевыполнил план 1939 г. на 17%, досрочно справился с производственным заданием кожевенный завод, выполнили план ранее отстававшие макаронная фабрика и кирпичный завод.
В связи с острым дефицитом товаров широкого потребления экономический Совет при СНК СССР в мае 1939 г. принял решение о расширении их выпуска. В соответствии с ним Чебоксарский горсовет разработал план сверхпланового производства: для артели «Кооператор» — детских каталок, половых и одежных щеток на 100 тыс. руб., для артели «Кожупряжь» — выделки овчин на 167,1 тыс. руб., для артели «Красный мебельщик» —-разных товаров на 66,5 тыс. руб. и т.д. Однако предприятия несвоевременно приступили к выполнению плана, поэтому к 1941 г. покупательский спрос не был удовлетворен.
Вехой в развитии Чебоксар стало строительство железной дороги. Изыскательские работы были начаты в 1935 г. В декабре 1936 г. вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о строительстве железнодорожной линии Канаш — Чебоксары. В феврале 1937 г. в Чебоксары прибыла группа московских инженеров и техников и тогда же организовано Управление железнодорожного строительства. Технический проект, генеральная смета и рабочие чертежи разрабатывались «Мостранспроектом». Сооружение дороги началось весной 1937 г. На трассе работали мощные по тем временам экскаваторы марки «ППГ» и «ЛК». Строительство велось ударными темпами и вскоре превратилось в народную стройку. Предприятия города оказывали строителям помощь в бесперебойном снабжении строительными материалами, обеспечении рабочей силой, снабжении их инвентарем, спецодеждой; учреждения культуры выделяли коллективы художественной самодеятельности и отдельных исполнителей для культурного обслуживания строителей; медицинские учреждения вели профилактику болезней и лечение больных; предприятия общественного питания открывали торговые точки и столовые. В Чебоксары была направлена бригада ИТР из Мурома, муромский узел Казанской железной дороги прислал вагоны с бригадой лучших проводников для открытия пассажирского движения.
К 4 июня 1938 г. уложен основной путь протяженностью 101,5 км, и в этот же день чебоксарцы увидели первый паровоз. К этому времени была сооружена железнодорожная станция. В августе 1938 г. началась перевозка коммерческих грузов, а в декабре — грузовое движение. Первый пробный пассажирский рейс состоялся 20 января 1939 г., на следующий день открылось регулярное движение. В начале 1940 г. железнодорожная линия сдана в постоянную эксплуатацию, поступила в ведение Казанской железной дороги. Уже в 1939 г. по ней перевезено 186,6 тыс. т грузов и 182,5 тыс. пассажиров. Расходы на строительство по состоянию на 1 января 1940 г. составили 25,4 млн руб. Благодаря строительству железнодорожной линии город получил большие возможности для развития экономики, налаживания экономических и культурных связей с районами страны.
Параллельно с фабрично-заводской развивались кооперативная и кустарная промышленность. К началу декабря 1928 г. в Чебоксарах насчитывалось 7 кооперативных объединений, в т.ч. Чебоксарское кредитное товарищество (687 чел.), городское общество потребителей (2835 чел.), лугово-огородная артель (305 чел.), жилищный кооператив (85 чел.), Леструдартель (1200 чел.), артель «Пекарь» (22 чел.), инвалидная артель «Смычка». Кооперированность городского населения к этому времени составляла 54%. Деятельность некоторых кооперативных объединений, например, Леструдартели и кредитного товарищества, распространялась и на сельские районы республики.
В 1930-е гг. значительно расширилась сеть кустарно-промысловых предприятий. Если к концу 1-й пятилетки в городе насчитывалось 9 артелей (746 чел.), то к концу 2-й пятилетки — 15 (873 чел.). В конце 1933 г. в артели «Кожупряжь» трудилось 117 чел., им. В.И. Ленина — 70, «Металлист» — 34, «Личный труд» — 15, «Пекарь» — 47, «Утильпром» — 11, «Вышивка» — 16, «Механическая прачечная» — 25 и т.д. Себестоимость их продукции была низкой, что имело важное значение для населения.
С начала 2-й пятилетки артели стали работать успешнее, несмотря на то, что некоторые из них были сняты с планового снабжения и перешли на самозаготовку сырья. Основную работу по заготовке сырья для остальных предприятий кустарной промышленности проводил Чувашпромсоюз, сталкиваясь со многими трудностями. Это отрицательно сказывалось на развитии производства артелей и качестве их изделий. Для борьбы с браком во всех артелях введено клеймение продукции. За брак рабочие наказывались вычетами из зарплаты и мерами дисциплинарного воздействия.
Практика самозаготовки сырья, особенно коллективами, занятыми швейным производством, себя не оправдала. Она резко повысила себестоимость продукции. Так, в 1934 г. себестоимость мужского пальто составила 73 руб. 90 коп. вместо 60 руб. 02 коп. в 1933 г., женского пальто — 72 руб. 20 коп. (65 руб. 40 коп.), мужского костюма — 57 руб. 30 коп., (50 руб. 15 коп.), шапки-ушанки — 3 руб. 26 коп. (3 руб. 09 коп.).
Артели реализовывали свою продукцию по двум каналам: через потребкооперацию (преимущественно изделия из планового сырья) и через розничную сеть (из заготовленного сырья).
В 1930-е гг. кустарная промышленность, как и все сферы народного хозяйства, испытала деятельность партийных структур, направленную на «очищение от кулацких и других классово чуждых элементов», которые якобы старались задержать развитие артелей, дезорганизовать их производство. Так, за 1931—1934 гг. только в артелях «Кожупряжь» и им. В.И. Ленина были исключены более 50 «дезорганизаторов производства». В их числе, как правило, оказывались рабочие, которые смело критиковали руководство артелей, вносили предложения по улучшению их работы. Уход таких работников, несомненно, ослаблял кадровый состав артелей.
В 1938 г. выпуск валовой продукции возрос по сравнению с 1933 г. на 27%. К этому времени начался процесс объединения мелких предприятий данной отрасли. Если в конце 1-й пятилетки на одно предприятие в среднем приходилось 38 рабочих, то в конце 1938 г. — 62. Именно на них, в первую очередь, повышалась механизация труда, совершенствовалось производство.
В годы 1-й пятилетки в целом было покончено с безработицей. К концу 1932 г. почти все труженики Чебоксар переведены на 7-часовой режим работы. Совершенствовалась система оплаты труда: все больше рабочих переходило на сдельную форму, ликвидировалась уравниловка, появилась дифференциация в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда.