ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Дороги и транспорт.
Серьезной заботой администрации города в годы предвоенных пятилеток были дороги и транспорт. Для устройства дорог был необходим булыжник, которым Чувашия не располагала. Его привозили из Татарской АССР и других республик, но в конце 1930-х гг. все они развернули свое строительство. В 1930 г. городские власти приняли постановление «Об устройстве и содержании тротуаров», в соответствии с которым все государственные, общественные учреждения, а также частные домовладельцы были обязаны за свой счет устраивать и ремонтировать тротуары на прилегающих территориях. Были выделены три разряда улиц, к которым предъявлялись особые требования. Так, на улицах 1-го разряда (центральные: К. Маркса, Р. Люксембург, Красная площадь, Чувашская) тротуары должны были быть кирпичные или асфальтированные (шириной 3— 5 м); на улицах 2-го разряда — кирпичные (шириной 2—3 м), на улицах 3-го разряда — кирпичные или деревянные. Городской коммунальный отдел занимался устройством, ремонтом и содержанием тротуаров по набережной р. Волги, на площадях общественного пользования, напротив коммунальных домов. В течение 1929 г. им были отремонтированы 7 мостов (через реки Кайбулку и Чебоксарку), вымощены подъездной путь к пристани (1000 кв. м) и ул. Ленина, устроены лестницы, переходы и тротуары.
В 1930-х гг. происходило расширение уличной сети. Появились улицы Пушкинская, переулки Чапаева, Пионерский. Назрела потребность в налаживании транспортного сообщения. К услугам горожан были лишь конные легковые повозки. По состоянию на 1931 г. имелось 117 лошадей, использовавшихся для перевозок, и одна автомашина. Транспорт не обеспечивал грузооборот государственных и кооперативных организаций в период навигации, строительного сезона и работу пригородного хозяйства.
С 1930 г. действовала гужевая биржа («Гужобоз»), находившаяся на Красной площади, а позднее — на новой Базарной площади. Здесь можно было нанять извозчиков, большей частью из жителей близлежащих селений. Перевозка гужевым транспортом строительных материалов и топлива в пределах города и из отдаленных пунктов возложена на Чебоксарский коммунальный трест, но ее объемы были очень большими. Возникла острая потребность в организации промыслово-транспортных артелей для обслуживания учреждений, нужд строительства, топливного обеспечения. К середине 1930-х гг. «Гужобоз» расширен за счет приобретения 4-х грузовых машин-полуторатоннок. Подготовкой автоработников занималась Чебоксарская автобаза «Установка». Положение с транспортом было напряженным, основным средством передвижения оставались конные экипажи. Перед горсоветом стояли задачи по увеличению гужевого транспорта, оборудованию конного двора теплыми конюшнями, набору постоянных рабочих-возчиков; приобретению пневматических бочек и насосов для коммунальных служб, грузовых машин для грузоперевозок; введению автобусного движения по городу.
Большинство рабочих городских предприятий проживали в сельской местности. Предприятия и организации принимали меры по их перевозке к месту работы и обратно. В 1929 г. открыто автомобильное сообщение между Чебоксарами и железнодорожной станцией Канаш. 20 ноября того же года было удовлетворено ходатайство правительства Чувашии об открытии аэросанной линии Чебоксары—Канаш. В 1935 г. Чебоксары соединены автобусным движением по тракту Чебоксары—Канаш через райцентры Кугеси, Цивильск, Шихазаны.
К началу 2-й пятилетки протяженность улиц увеличилась до 41 км. Все сложнее становилось передвигаться по городу. Было решено организовать автобусный маршрут — Металлзавод, Спиртзавод, Больничный городок, Рабочий поселок и колхозный базар, для чего требовалось не менее 10 автобусов. Но к 1939 г. город имел лишь 6 грузовых машин, 3 автобуса и 5 такси. Очевидно, что это не обеспечивало его потребности.
С развитием транспорта и дорожной сети появилась необходимость в регулировании движения. 15 мая 1931 г. в городе введены в действие «Правила уличного движения». Движение транспорта разрешалось по ограниченному числу улиц — Чувашской, Р. Люксембург, Союзной, Красной площади, Т. Николаева, Ярославской, К. Маркса, Ленинградской, Урицкого, Плеханова, Чернышевского, Аптечной. Максимальная скорость движения составляла 30 км/ч для легковых машин и 5 км/ч — для экипажей. Стоянки транспортной биржи располагались на площадях Зеленого и Нового базаров, на пристанской площади, в остальных местах они были запрещены.
Особенности ландшафта Чебоксар требовали строительства мостов. К середине 1930-х гг. в городе имелось 13 проезжих мостов (из них один каменный) и 6 пешеходных. К 1940 г. построено уже 17 мостов. Качество дорог оставалось низким, несмотря на то, что капиталовложения в дорожно-мостовое строительство увеличилось с 2308,5 тыс. руб. в 1934 г. До 4473,9тыс. руб. в 1939 г.
Большую роль в жизни города играл перевоз через Волгу. Водный транспорт (3 баркаса, 2 плашкоута, 5 паромов, 2 пристани) пользовался популярностью у горожан. Если в 1931 г. его услугами воспользовалось 69734 чел., то за навигацию 1934 г. — 110327 чел. Стоимость проезда зависела от сезона. Так, весной билет для взрослого пассажира стоил 50 коп., летом — 30 коп., для детей — 30 и 15 коп. соответственно. К 1934 г. значительно возросли грузовые перевозки, несмотря на дороговизну: перевоз телеги с грузом весной стоил 5 руб., летом — 4 руб.
Город имел преимущественно деревянную застройку (1227 жилых и около 1000 нежилых зданий), узкие улицы и переулки, что создавало высокую пожар опасность. В конце 1920-х гг. функции пожарной службы выполняла Чебоксарская добровольная дружина из 40 чел. Она занималась чисткой и ремонтом печей, труб, дымоходов, установкой кадок и бочек с водой возле домов, несла постоянное дежурство в театре и кино. В ее распоряжении было 10 конных повозок. За 1929—1930 гг. в городе произошло 3 открытых пожара. В целях их предотвращения и разъяснения населению правил пожарной безопасности организовывались специальные мероприятия. Так, в мае—июне 1930 г. проведен противопожарный двухнедельник. С октября 1930 г. в Чебоксарах действовали две «боевые пожарные организации» — профессиональная городская команда (в 1931 г. — 26 чел., в 1934 г. — 61 чел.) и добровольная дружина (50 чел.). Силами и средствами добровольной дружины в городе проведена пожарная сигнализация — установлены 34 сигнальные точки на 12 км провода128. К 1935 г. пущен в эксплуатацию пожарный телефонный коммутатор на 50 номеров, соединявший пожарную команду с предприятиями и учреждениями города; приобретены 2 автонасоса («Форд» и «АМО»); организована мастерская по ремонту ручных насосов, перезарядке огнетушителей. Но для эффективной работы пожарных команд были необходимы автомашина, механические лестница, гидранты.