ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Ефимов Л.А. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Родной край, родная сторона... Каждому человеку близкие, дорогие слова! Ведь ты здесь родился, тут твой отчий дом, где провел детские и юношеские годы... Где бы ты ни был, куда бы не закидывала судьба, — всегда с теплотой вспоминаешь малую родину, друзей-товарищей.
Для рода Каховских д. Агнашево, что в Канашском районе Чувашии, — малая родина. В этой статье, используя разные исторические источники (фонды Государственного исторического архива ЧР, текущих архивов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, ЧГУ им. И.Н. Ульянова, НА ЧГИГН, воспоминания и мемуарную литературу), попытаемся восстановить краткую историю этой деревни, выйти на корни-истоки не только села, но и родословной династии выдающегося чувашского историка-археолога Среднего Поволжья Василия Филипповича Каховского.
Откуда пошла атнашевская земля? Над этим вопросом не раз задумывался и В.Ф. Каховский, прекрасный знаток Чувашского края, оставивший нам в наследство фундаментальные труды по этногенезу чувашского народа, учебные пособия для учащихся школ и студентов вузов, которые актуальны, не потеряли и не потеряют научного значения и в XXI веке! Проведенные им многочисленные археологические разведки и раскопки показали, что в атнашевских краях еще в IX—XI вв. жили финно-угорские племена, которые впоследствии были вытеснены болгаро-суварами — предками чувашей.
В своих исследованиях другой известный чувашский историк В.Д. Димитриев указывает, что еще в 1721 г. Степные Шихазаны числились в Чебоксарском уезде. Чувашские крестьяне северных районов плодородные земли южных районов использовали «наездом». Власти стимулировали переселение крестьян в «дикое поле», предоставляя льготу от несения тягла. Селения Тимерчеево, Нюргечи Симбирского уезда в начале XVII века образовались за счет переселенцев из северных районов. Ученый утверждает, что до 1781 г. — времени образования Казанского наместничества, атнашевцы были переселенцами с территории нынешнего Марпосадского района и жили на лесной поляне у речки Атна, что находится в пяти километрах от с. Шихазаны. Этой же версии придерживался краевед Л.И.Иванов, написавший статью «Нюргечи — Атнашево».
В экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1794 — 1797 гг. по Цивильскому уезду указано, что «... Шихазаны, Нюргечи, Атнашев расположены вдоль речки Малый Цивиль»4. На старинной карте 1806 г. овраг возле деревень Нюргечи и Атнашево именовался Шургач. В глубокой древности в этих местах были непроходимые топкие болота — Шур (шурлах). Название деревни Нюргеч, очевидно, в видоизмененной форме и происходит от названия оврага.
В метрических записях 1780 г. село Нюргечи было отнесено к Второтугаевской волости Цивильского уезда, а деревня Атнашево — к Сотниковской волости Кокшайского уезда. По данным переписных книг 1719 г., в д. Нюргечи числилось 22 двора, 76 мужчин, а в 1747 г. — 80 мужчин.
Известный в Чувашии краевед, атнашевец А.Д.Бикалов в своей книге «Прицивилье. История и экономика Чувашского края в XVIII—XX веках» на материалах преданий доказывал, что причиной переселения предков атнашевцев к Нюргечам было то, «...что эта местность была подвержена разнообразным стихийным бедствиям. Речка Атна, где в настоящее время сооружен искусственный водоем..., собирала воды трех других речек и во время бурных весенних паводков ... смывала плодородный слой. ...Другая причина переселения атнашевцев была связана с религиозными традициями чуваш...».
Согласно реестра Шихазанской церкви от 14 мая 1783 г. в Шихазанах насчитывалось 22 хозяйства, 6 из которых составляли семьи церковнослужителей, а в Атнашеве — 28 хозяйств. В церковном реестре за 1786 г. указывается, что в Атнашеве было шестнадцать родовых усадеб и более 100 семей, они размещались на восьми участках, кучами. Как видим, деревня Атнашево была достаточно крупным населенным пунктом. Селения Атнашево и Нюргечи разделяла небольшая балка с родником под названием «Варпуд». В 1927 г. два населенных пункта соединились. Первая плотина на р. Малый Цивиль возле Нюргечь была построена ниже, она служила для поднятия уровня воды и работы мельницы. Атнашевцы «очень рационально использовали плотину: весной вода из нее спускалась, освобождая заливные луга. После сенокоса уровень воды вновь поднимали». Кстати, на водяной мельнице, стоявшей на этой плотине, в свое время долго работал мельником отец Василий Филипповича — Филипп Павлов.
Нюргечи, Атнашево, как самостоятельные сельские общины, по переписи 1743 г. были отнесены к Кинярской волости Чебоксарского уезда, в 1781 — 1839 гг. состояли в Биболдинской волости, с 1839 по 1859 гг. — в Сиделевской волости. Волостное правление находилось в Шихазанах, идо 1927 г. — районирования Чувашии и упразднения волостей и уездов — существовала самостоятельная Шихазанская волость. В 1927—1935 гг. Нюргечи и Атнашево были в составе Канашского района, а в 1935—1956 гг. — Шихазанского района ЧАССР. После упразднения Шихазанского района Шихазаны и Атнашево как самостоятельные сельские администрации вошли в состав Канашского района.
Как подтверждают архивные документы, первая деревянная церковь в Шихазанах построена между 1723 и 1729 гг. К 1783 г. в Шихазанах действовали две церкви. В 1804 г. после сноса деревянной церкви каменная трехпрестольная церковь была переименована во имя Казанской Божией Матери. В1787 г. началась закладка нового храма. В последующие десятилетия храм несколько раз расширялся, последний раз — в 1913 г. — за три года до крещения будущего ученого Василия Филиппова (Каховского). Закрытая в 1935 г. Шихазанская церковь вновь заработ ана в 1993 г. Отметим, что при Шихазанской церкви первое приходское училище торжественно было открыто 2 ноября 1819 г. В 1845 г. оно было преобразовано в сельское одноклассное училище. В 1889 г. в Шихазанах открывается земское училище. В д. Атнашево 11 января 1892 г. стала функционировать Нюргечинско-Атнашевская школа грамоты, которая первоначально размещалась на частных квартирах.
В 1899 г. сельское училище было преобразовано в Шихазанскую второклассную мужскую школу. На базе этой школы открывается Шихазанская учительская школа, преобразованная в 1917 г. в высшее начальное училище, а в 1918 г. — в советскую школу второй ступени. В 1952 г. Шихазанской школе присвоено имя М. Сеспеля. Атнашевская начальная школа, в которой обучался будущий ученый Василий Филиппов, в 1943 г. была преобразована в семилетнюю, а с 1959 г. она стала восьмилетней.
Сохранились уникальные церковные документы, показывающие жизнь династии Каховских с середины XVIII до начала XX века. Так, в одном из них указывается, что «Иван Алексеев, 1764 года рождения (хозяйство №20), в браке с Февронией Моисеевой имел сыновей Ефимия 1801 года рождения; Василия, 1803 и дочь Гликерию 1816 годов рождения. После смерти супруги в 1826 году в возрасте 60 лет Иван Алексеев вступает во второй брак с сорокалетней Дарьей Степановой. Одновременно происходит свадьба сына Василия с Ириной Васильевой.
Всего восемь лет прожил Иван Алексеев со второй женой. После ее смерти в 1834 году он вступает в третий брак с Евдокией Яковлевой. Ему было тогда 68, а ей — менее 40. В 1841 году его дочь Гликерия выходит замуж за Федора Максимова, который был старше ее на 19 лет. У Василия Ивановича в браке с Ириной Васильевой в 1828 году рождается сын Захар. У Захара первенцем был Павел, 1851 года рождения, он умер в глубокой старости, в 1938 году, в возрасте 87 лет. Через 20 лет от второго брака у Захара Васильева в 1871 году родился Яким. Старший сын Павла — Дмитрий умер от простуды в возрасте 28 лет. Филипп Павлович, 1885 года рождения, и его отец Павел Захарович, принимают свершившуюся революцию активно. С первых дней организации колхоза они были заняты на строительных работах, затем — на мельнице».
В начале статьи мы рассмотрели краткую предысторию деревни, церкви и школы неспроста, так как каждое из перечисленных учреждений оставило определенный след в жизни и деятельности видного ученого-археолога, доктора исторических наук, профессора Василия Филипповича Каховского.
Далее приведем выдержки из автобиографии, составленной В.Ф. Каховским 12 сентября 1967 г., где он указывал: «Родился я 20 декабря 1916 года в чувашской крестьянской семье, в д. Атнашево Канашского района Чувашской АССР. Мои родители — отец Каховский Филипп Павлович (1885—1961) и мать Каховская Анна Васильевна (1883—1948) до Октябрьской революции и после занимались земледелием, в 1931 году вступили в колхоз.
Начальную школу окончил в своей деревне, затем, после окончания 6 классов Шихазанской средней школы поступил в Канашский педагогический техникум. С того времени вся моя трудовая деятельность связана с народным образованием. В 1935—1936 учебном году работал учителем математики в Новочелкасинской семилетней школе, в 1936—1937 учебном году — директором Шибылгинской семилетней школы Шихазанского района. В 1936 г. поступил и в 1941 г. окончил (заочно) исторический факультет Московского института истории, философии и литературы. В 1937 году поступил учиться в Чувашский педагогический институт, который окончил в 1941 г.».
Изучая архивные документы в ГИА ЧР интересные материалы, связанные с датой рождения В.Ф. Каховского, выявил краевед А.Д. Бикалов (ниже приводим копию записей из метрической книги, снятой Е.П. Михайловым). Действительно, в метрической книге Богородицкой церкви села Шихазаново Цивильского уезда Казанской Духовной Консистории в первой части «записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1916 год» сделана регистрационная запись под первым номером 1 января 1916 г.: «Месяц и день рождения — Дек. 20 (1915 г. — Л.Е.). Месяц и день крещения — Январь 1 (1916 г. — Л.Е.). Имена родившихся — Васштш. Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания — Деревни Нюргечъ крестьянин Филиппъ Павловъ и законная жена его Анна Васильева; оба православные... Звание, имя, отчество и фамилия восприемников — Деревни Нюргечъ крестьянин Михаил Георпевъ. Кто совершил таинство крещения — священник Иоаннъ Капитоновъ с псаломщиком Павлом Михаиловымъ».
В своей книге А.Д. Бикалов, восстанавливая историческую справедливость, пишет: «Эта запись не была нужна вплоть до получения Василием паспорта. В сельской начальной школе учащиеся записываюсь без каких-либо документов. После 1922 года сельские Советы в метрические данные стали заносить и обретенные фамилии. Первая метрика будущему ученому понадобилась при поступлении в педагогический техникум. По причине невнимательности работников сельсовета Василию Филипповичу выписывают метрику' с датой рождения 20 декабря 1916 года по фамилии Каховский. Так он прожил свою жизнь с документом на год моложе своего дня фактического рождения.
Сестры Клавдия, Мария, брат Александр, родители в предвоенные годы обрели фамилию Каховский».
Атнашево — малая родина Василия Филипповича Каховского. Каждый раз, когда он приезжал в родную деревню, встречался с односельчанами, родственниками, обязательно старался заходить в родную школу, в отчий дом, который стоял на краю деревни Атнашево, недалеко от р. Малый Цивиль (сейчас на этом месте стоит дом двоюродного брата Сергея Николаевича Краснова, построенный вначале 60-х гг. XX в.). И как рыбак «до мозга костей» он всегда находил время для своего любимого занятия — рыболовства — на родной реке, где в детстве купался. Наверняка ему вспоминалось не раз, как в детские и юношеские годы он с удовольствием бегал на речку за водой для полива грядок овощей, помогал родителям на сенокосе на цивильских заливных лугах, ходил в ночное, пас скот.
Сегодня, конечно же, Атнашево сильно изменилась: кругом новостройки, асфальтированная дорога, в дома атнашевцев поступают газ, вода... Помнят атнашевцы своего земляка ученого-археолога Василия Филипповича Каховского. Недавно Канашское землячество г. Чебоксары выступило с инициативой о присвоении Атнашевской общеобразовательной школе имени доктора исторических наук, профессора В.Ф. Каховского. Хочется надеяться, что собрание депутатов Канашского района поддержит эту инициативу.