ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Материальная и духовная культура города

Материальная и духовная культура города.

Прибрежная часть Чебоксар, где были расположены Троицкий монастырь, Введенский и Николаевский соборы, несколько приходских церквей, казенных и частных каменных зданий, производила на путешественников по Волге благоприятное впечатление. Еще в начале XVIII века, в 1703 году, француз Корнелий де Бруин в своем дневнике писал, что город Чебоксары, расположенный на холме, «показался мне чрезвычайно живописным». Академик Г.Ф. Миллер, побывав в Чебоксарах в 1733 году, ограничился лишь указанием на то, что Чебоксары — «довольно великий город». Первый русский ученый-агроном А.Т. Болотов, проезжавший через Чебоксары к своим родственникам в Цивильск в 1765 году, назвал Чебоксары «самым знаменитым городом». Выделяющиеся из массы деревянных построек каменные дома и церкви создавали нарядный архитектурный ансамбль Чебоксар. Академик И.Г. Георги, посетивший Чебоксары 30 мая 1774 года, писал: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша (то есть Дом магистрата) и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид». Город произвел хорошее впечатление даже на взыскательного монарха. После посещения Чебоксар в 1767 году Екатерина II писала графу Н.И. Панину: «Чебоксары во всем для меня лучше Нижнего Новгорода». В этом городе императрица указала нижегородскому губернатору на неприглядное состояние городских улиц: «Город ваш ситуацией прекрасен, а строением мерзок». Главе сенатской комиссии по ревизии корабельных лесов подполковнику А.И. Свечину, посетившему и описавшему ряд городов Нижегородской и Казанской губерний, в Чебоксарах, как ни странно, показались «улицы перед прочими городами регулярнее и шире, строения нарядной вид имеющее с некоторыми по обыкновению их украсами». Путешественник М.И. Невзоров в 1800 году о Чебоксарах писал: «Монастыри, соляной магазин, магистрат, несколько хороших церквей и домов, каменных в одном месте составляют группу, которая издали, делает вид очень хороший».

Материальная и духовная культура города-001

В путеводителях по Волге, изданных в XIX — начале XX веков, указывали, что город Чебоксары — живописный издали, но внутри — с кривыми улицами и закоулками. Я.П. Кучин, автор путеводителя, считал, что в Чебоксарах «лучшая достопримечательность — это сам город, со своеобразною неправильностью улиц, с бесчисленными переулками и беспорядочным расположением домов. Приезжающие сюда жители верховых городов говорят: «Чебоксары — городок, четыре двора — восемь улиц». Такое юмористическое определение, хотя и отражало некоторое своеобразие нашего города, но отвлекало внимание читателей книги от настоящих достопримечательностей города, которых было немало.

Архитектура города.

Видный исследователь застройки, планировки и архитектуры городов России XVI — первой половины XIX веков М.Г. Рабинович относит XVIII век к четвертому этапу развития русских городов, который «отмечен новым значительным прогрессом домостроительства, изменением состава и планировки двора... Изменения эти начались еще в последние десятилетия XVII века. Вместе с тем исторические и социально-экономические факторы: активная внешняя политика, характеризовавшаяся борьбой за выход к морским путям, усилением взаимосвязей с европейскими странами, присоединение многих земель с развитыми городами, строительство Петербурга и значительная перестройка Москвы, основание новых городов и крепостей, наконец, углубление классового неравенства — не могли не повлиять на развитие городского жилища. Конечно, прежде всего, влияние новых факторов сказалось на городских усадьбах... дворян, богатых купцов. Эта социальная элита особенно быстро усваивала западноевропейские особенности образа жизни и, следовательно, была более всего подготовлена к восприятию западноевропейского типа жилища... Уже к началу XVIII столетия относятся и первые «образцовые» проекты домов для рядовых горожан — важнейшие элементы массовой застройки прежде всего Петербурга. Но рядовые дворы в малых и средних, а зачастую и в столичных городах сохраняли еще в начале XVIII века старую застройку. И в дальнейшем массовая застройка городов определялась даже не столько предложенными «образцовыми» проектами, сколько развитием тех (ставших уже традиционными) типов городских домов и усадеб... В нем ясно видны черты преемственности от городского строительства XVI — XVII веков».

Материальная и духовная культура города-002

В Чебоксарах в XVIII веке абсолютно преобладали деревянные строения. Дома были наземными, некоторые имели подклеты. В XVIII веке постепенно подклет превращался в первый этаж двухэтажного дома, но он, имея дверь, не имел окон. Большинство подклетов были низкими. В низменной части города подполья не устраивались. Каменный фундамент имели редкие строения. Строительным материалом служили прямые и ровные сосновые бревна. Ель применялась реже. Дуб использовали в фундаменте. Бревна обрабатывали топором. В XVIII веке начали применять продольные пилы для обработки бревен и изготовления половых досок и теса. Но пилы еще не получили широкого применения. Изготовлялись срубы прямоугольной или квадратной формы. Для соединения бревен делались врубки — полукруглые углубления в верхней части бревна. Для плотного прилегания бревен друг к другу делали пазы.

Жилые дома имели полы из досок, которые клались на переводины. К домам устраивали завалинки. Печи в домах клали из глиняных блоков и кирпичей, белили. Под печи ставили фундаменты — столбовые, в виде срубного опечка, и каменные. Рядом с печкой располагалась кухня. В XVIII веке строились белые избы с дымоходом. Двери делались из половых досок. Окна (обычно три окна) вырубались в фасадной стене и стене, противоположной печи. В рамы окон ставили стекло. Настил потолка делался из половых досок, положенных на матицы. Для утепления потолки засыпались сверху землей. Устраивались двускатные крыши, реже четырехскатные (шатровые). Кровлей служили тес, дранка, лубья, кровельная черепица. Многие дома имели крыльцо. Дома в основном были двухкамерными (изба и сени). Иногда встречались трехкамерные дома: две избы через сеник (одна изба могла оставаться черной). Изредка встречался также трехкамерный дом: изба — сени — клеть. При этом клеть с весны до осени использовалась как жилое помещение — в ней спали. В XVIII веке появились и двухэтажные мещанские дома с окнами на обоих этажах, с лестницей с первого этажа на второй. Дома дворян, духовенства, чиновников, богатых купцов представляли собой большую, квадратной формы трехъярусную постройку, состоявшую из подклета, служившего кладовой, расположенных над ним трех-четырех горниц и поволуш, а также сеней и чердака на третьем ярусе, где устраивалась светлица или терем — помещение для женщин и детей. Устраивались чуланы. Печи имели трубы. Во внутреннем оформлении богатых домов использовались разные отделочные материалы — изразцы, плитки, обои. Дома людей среднего достатка были с подклетами или без них — одноярусными. Бедные горожане ютились в лачугах, которые оценивались в полтора-два рубля.

Быт горожан в XVIII века.

Интерьер городского дома XVIII века зависел от социального положения хозяина дома или квартиранта. М.Г. Рабинович утверждает, что в малых и средних городах дом рядового горожанина «мог иметь традиционный, сложившийся еще лет 400 — 500 назад, интерьер с красным углом, коником и бабьим кутом, а также с производственными приспособлениями». Традиционная мебель была неподвижной и подвижной — стол, лавки, скамьи, полки для посуды, полати и прочее. С XVIII века бабий кут начали отделять перегородкой, образуя кухню; больше стало подвижной мебели; лавки заменялись скамьями, «появились деревянные кровати, стулья, жесткие диваны, шкафы для посуды (особенно для чайной) и для платья». Стол со скамьями или стульями, как и раньше, ставили в красном углу с иконами (с главным киотом, иконы в некоторых домах висели во всех углах). Украшением красного угла были лубочные картинки (полководцы, бытовые сцены, сатирические зарисовки). На полках или в застекленном шкафу стояла чайная и вообще красивая посуда — стеклянная, фаянсовая, фарфоровая, расписная деревянная. Печь у богатых и среднего достатка горожан облицовывалась изразцами, причем в начале XVIII века рельефные изразцы сменились расписными сюжетными. В многокомнатных домах богатых горожан были спальня, детская, приемная комната, кабинет и т.п. В таких домах неподвижная мебель отсутствовала, лавки, коники, полати были заменены скамьями, стульями, кроватями «с занавесками», диванами, софами, ломберными столами, шкафами (иногда — из березы, красного дерева). В комнатах стены были обиты «шпалерами» модных рисунков, висели картины итальянского вида, зеркала, часы. Снаружи дома украшались кровлей с фигурным коньком, решетками на крыше, кровельками крыльца, резными наличниками окон, покрытыми резьбой карнизами, причелинами, фризами дома, воротами и калитками. Крыльцо «имело кровлю в виде фронтона с резными колонками и балюстрадой перил». Ставни, закрывавшиеся на ночь и открывавшиеся на светлый день, украшались резьбой или раскрашивались. В городах Среднего Поволжья, вероятно, и в Чебоксарах еще с болгарского времени была распространена так называемая «корабельная резьба».

Материальная и духовная культура города-003

Хозяйственные постройки двора составляли амбар или клеть, сеновал, хлев, конюшня, погреб, наполняемый на лето льдом. Овин и гумно с током встречался во дворах на окраинах города. Часто хозяйственные постройки составляли с домом одну связь. Иногда они не были связаны с жилым домом, но строились в связи между собой. За хозяйственным двором — огород и редко — с садом. Баня (мыльня) обычно размещалась в огороде. Поскольку в городе функционировали «торговые (т.е. общественные) бани», не все домовладельцы имели бани.

Большинство городских домов стояли на красной линии улицы. Богатые люди иногда строили дома в глубине усадьбы, «оставляя перед улицей почетный двор с газоном». В таком случае на улицу выходили флигеля дома, между которыми устраивалась решетка с одним или двумя воротами. У рядовых горожан на улицу выходил фасад дома с окнами, рядом с домом — калитка и ворота.

Материальная и духовная культура города-004

Каменные дома в Чебоксарах.

О Доме Кадомцевых было сказано несколько слов ранее. До недавнего времени считалось, что первым гражданским частным каменным домом в Чебоксарах является дом Зелейщикова, который искусствоведом К. Берманом еще в 1860 году во 2-й книге третьего тома «Истории искусств всех времен и народов» был охарактеризован как выдающийся архитектурный памятник Поволжья XVII столетия. В этой книге помещен замечательный рисунок дома Зелейщикова. Исследователи относили его строительство к последней четверти XVII века. Дом описан В. Сусловым в 1895 году в книге «Памятники древнего русского зодчества». Атрибуция этого дома дана и в книге «История русской архитектуры». А.А. Тиц обстоятельно исследует этот дом в книге «Русское каменное жилое зодчество XVII века», сравнивает его с аналогичными «Палатой Ромодановских» (1640—1680) и Домом Дергаловых в г. Романов-Борисоглебск (начало XVIII века), относя его к концу XVII века. В атрибуцию этого дома, данную В.Д. Димитриевым в книге «Чебоксары: Очерки истории города конца XIII—XVII веков» (Чебоксары, 2003) надо внести уточнения. В последние годы архитекторы и искусствоведы Г.И. Фадеева, В.В. Зубарева, И.И. Муратов, Р. К. Рахимов начали утверждать, что, согласно плану Чебоксар 1773 года, в Кожевенной слободе на левом берегу речки Чебоксарки стояли два двухэтажных каменных дома. У нас имеется план Чебоксар 1773 года, на нем двух одинаковых домов не изображено. Был единственный дом, стоявший еще в первой половине XX века на территории городского рынка. В описи чебоксарских домов 1877 года 88-я запись гласит: «Каменный обгорелый двухэтажный дом с огородным местом чебоксарской мещанки Александры Флегентовой Зелейщиковой. Оценка — 100 рублей». В середине XIX века этим домом владел Зеленщиков, муж А.Ф. Зелейщиковой. По его фамилии и назвал этот дом Г. Верман. В 1979 году он разобран в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и ныне восстановлен по улице М. Сеспеля. Н.И. Муратовым и Р.К. Рахимовым обнаружена опись 1767 года, где содержится указание на дом Козьмы Кадомцева. В 20-х годах XVIII века в Чебоксарах жил купец первой статьи Алексей Егоров сын Кадомцев. В окладной книге Чебоксарского купечества 1757 года у А.Е. Кадомцева указан сын. Вероятно, его звали Козьмой. Наверное, строителем этого дома был отец А.Е. Кадомцева, живший в конце XVII века.