ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Духовные и религиозные центры

Духовные и религиозные центры.

Важным духовным и культурным центром был Троицкий монастырь. До XVIII века церковь и другие строения монастыря были деревянными. В XVIII веке в монастыре были возведены каменные строения: четыре церкви, колокольня, часовня, здания братских келий и настоятельских покоев, крепостная стена с угловыми башнями. Троицкий собор (1748), построенный в стиле барокко, являлся самым монументальным сооружением монастыря. «Его выразительный, с мощным куполом, объем издалека приковывает взор». Надвратная однопрестольная церковь Федора Стратилата (1759) сохранилась в первоначальном виде. Двухпрестольная церковь Толгской Божией Матери (1713) также дошла до нас без изменений. Трапезная этой церкви (ее Никольский придел) служила местом захоронения настоятелей. Каменная пятиглавая церковь Петра и Павла и колокольня, находившаяся в северной части ограды, были разобраны в конце XVIII века (в первой половине была построена надвратная колокольня, которая снесена в начале 30-х годов XX века; в 90-х годах XX века сооружена новая колокольня). Часовня Николая Чудотворца построена в первой половине XVIII века одновременно с каменной монастырской стеной. К сожалению, архитектурное исследование монастырских церквей до настоящего времени не проведено. Есть лишь указание на то, что «объемно-планировочное решение зданий и их декор выполнены в соответствии с принципами архитектуры барокко». По определению И.К. Кугуракова и В.Г. Ткаченко, «настоятельские покои (1761 — 1762) — характерный пример каменной гражданской постройки данного исторического периода. Однако внутренняя планировка здания соответствует вкусам более ранней эпохи. Одно из немногих сооружений, сохранивших в неизменном виде свой первоначальный декор. Наиболее заметно это проявляется в наличниках оконных проемов, обработанные плоским ленточным обрамлением с замковым камнем и ушками. Еще одним заслуживающим внимания элементом является восьмигранное окно второго света над входом в здание, характерное для архитектуры стиля русского барокко».

Духовные и религиозные центры-001

Владимирская церковь, построенная в 1716 году в честь иконы Владимирской Божией Матери, расположена на вершине холма, получившего из-за церкви название Владимирская горка. В начале XVIII века она располагалась в двух с лишним верстах южнее города. Храм возведен по типу «восьмерик на четверике». На одной оси стоят прямоугольные в плане помещения полукруглой апсиды, храмовой части, трапезной и колокольни. В описании храма архитектор Н.И. Муратов отмечает, что «с севера и юга к церкви примыкают приделы в честь Сретения Господня и Преподобных Варлаама и Иосафа Индийских. Помещения перекрыты сводами. Восьмигранный объем храмовой части завершается шатровой крышей и небольшой главой на высоком глухом барабане. С западной стороны к храму примыкает шатровая колокольня с вытянутыми арочными проемами яруса звона. При колокольне было установлено шесть колоколов... Декоративное оформление достаточно скромное. Углы стен восьмерика и колокольни акцентированы пилястрами. Стены восьмерика завершаются фризом, подчеркнутым пояском из кронштейнов. Прямоугольные окна расположены в арочных нишах. Окна восьмерика оформлены наличниками с килевидными сандриками, характерными для архитектуры периода барокко». Все строение храма позволяет считать его характерным памятником зодчества московского барокко.

Архитектурное исследование храмов, переставших существовать в начале 30-х и в 70-х годах XX века (в связи со строительством ГЭС), не было проведено. Известно лишь, что Вознесенская церковь (1703) была одной из ярких достопримечательностей города. Еще в XVIII веке колокольня при храме начала наклоняться и впоследствии стала в один ряд с известной Пизанской башней. Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы, теплая, однопрестольная, состоящая при храме Михаила Архангела, была шатровой. В одной связи с трапезной церкви состояла ярусная колокольня, составлявшая вместе с храмом образец нарышкинского стиля раннего барокко.

Духовные и религиозные центры-002

Чебоксарам повезло в отношении церковных колоколов: в XVIII веке, в Чебоксарах действовали два-три колокололитейных заведения. Их продукция поступала в первую очередь в местные храмы. В путеводителях по Волге с некоторой иронией писали: «Достопримечательность города составляют его церковные колокола, которых 122, они имеют около пяти с половиной тысяч пудов веса... Чуксар-город в отношении колоколов несравненно славнее Лондона и Парижа». Один из колоколов Николаевского собора, отлитый местными мастерами в 1797 году, весил 216 пудов.