ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Архитектурные формы зданий и сооружений.
На государственные средства в 1737 году было построено каменное здание денежной казны и архива. Это здание сохранилось. Оно расположено по улице К. Иванова, дом № 11.
Неизвестно: государственным, магистратским или корпоративным было здание соляной конторы, построенное в 1746 году. Тогда его называли «соляными магазинами». Оно ныне восстановлено на улице Бондарева. Описание здания соляной конторы мы находим в исследовании А.А. Максимова: «Здание было построено на склоне крутого откоса набережной Волги и, благодаря этому, имеет с восточной стороны высокий подклетный этаж. На уровне между подклетом и жилым этажом вдоль восточного фасада проходит горизонтальный декоративный пояс. Ему как бы вторит ритмичный узор карниза, состоящий из пояска-поребрика и расположенного над ним ряда декоративных кирпичных кронштейнов. Оконные проемы обрамлены наличниками с тонкими боковыми колонками, которые перебиваются на середине высоты дыньками и завершаются изящными фигурными фронтончиками. Детали декора, выполненные в крупном рельефе, создают на фасаде, особенно при солнечном освещении, богатую игру светотени, что еще больше усиливает пластическую моделировку архитектурных форм. Расположенные по углам и в простенках между окнами пилястры членят восточный фасад на три ассиметричные части, что отражает во внешнем объеме дома характер его внутренней планировки. Это... — тип каменного дома на подклете с центрально расположенными сенями и двумя боковыми жилыми палатами. Соответствующее трехчленное построение плана имеет подклеточный этаж, помещения которого, предназначенные для хранения товаров, перекрыты коробовыми сводами».
Замечательными памятниками архитектуры города являлись православные соборы и храмы, содержавшие в своем интерьере прекрасные памятники русского изобразительного искусства XV—XVIII веков — иконостасы, иконы, фрески, одеяния, кресты и другие предметы богослужения из серебра и золота.
Храмы и церкви старых Чебоксар.
К важнейшим памятникам каменной архитектуры XVII века относились кафедральный Введенский собор (1660-е гг.) и второй собор — Николаевский (1690), Благовещенская (1684—1689), Покровская (1687), Христо-Рождественская (1692), двухэтажная Преображенская (1694) церкви. Архитектурные достоинства этих храмов раскрыты в книге В.Д. Димитриева «Чебоксары: Очерки истории города конца XIII—XVII веков» (2003).
Согласно описанию А.И. Мордвиновой, Введенский собор представляет собой тип четырехстолпного храма, завершенного пятиглавием со шлемовидными куполами. Легкие барабаны просторно располагались над черырехскатной крышей. Гладкие оштукатуренные стены скреплены на углах лопатками. С восточной стороны к основному объему примыкают сильно выступавшие алтарные апсиды, поднятые лишь на половину высоты собора. Вверху на гладком фоне стены выделяется нарядный горизонтальный карниз, отделяющий от стены ряд декоративных закомор. Оформление окон — дань нарядному XVII веку: резные каменные наличники с тонкими полуколонками по сторонам и трехлопастным килевидным завершением обрамляют прямоугольные и арочные проемы. Расположение окон не подчинено строгой симметрии, хотя центральные окна лежат на гладких вертикальных осях здания. На западной и южной стене килевидные завершения окон гармонично сочетаются с завершениями входного портала. Использование геометрического подобия поможет связать отдельные части сложной асимметричной системы объемов собора в единое целое. При кажущейся простоте, художественный облик храма таит в себе множество искусных и тонко придуманных деталей, очень разнообразных, но созданных как будто одной вдохновенной рукой». Комплекс Введенского собора является памятником истории и культуры федерального значения. Из храмов, построенных в XVII веке, своей величественной красотой отличался комплекс Покровской церкви и колокольни, имел по архитектурному строению своего младшего брата — Николаевский собор (Предтеченскую церковь с колокольней), расположенный в двухстах метрах восточнее кафедрального собора.
Николаевский собор по своим архитектурным особенностям относился к редко встречающемуся типу пятиглавых двухстолпных храмов. Из декоративных элементов архитектуры сооружения особую ценность представляла собой главка северного придела, облицованная керамической поливной черепицей — уникальное явление в русском церковном зодчестве», а его колокольня — «необыкновенно гармоничное и нарядное пятиярусное сооружение... архитектуры нарышкинского стиля».
Церкви и колокольни.
В 1702 году напротив Предтеченской церкви выросла ее копия — Михаило-Архангельская церковь с колокольней, к которой в 1772 году построили теплую церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы. Михаило-Архангельской церкви обстоятельную архитектурную характеристику дали Р.К. Рахимов и Н.И. Муратов: «Здание представляет собой пятиглавый двухстолпный... «кубический» храм. Объемная композиция складывается из высокого четверика и примыкающего к нему с востока объема трехчастной апсиды. Трапезная и паперть отсутствуют. Привлекает внимание декоративное оформление здания. Центральный четверик завершается характерным для стиля барокко декоративным поясом, состоящим из закомар с килевидным обрамлением. Декоративный пояс как бы отрезается от плоскости стен карнизом, состоящим из ряда поребриков и городков. Оригинально и декоративное оформление входов: так, портал западного входа украшен розетками, дыньками и валиком в виде жгута. В формировании наружного облика здания активную роль играют наличники. Они состоят из полуколонок с дыньками-перехватами в средней части и фигурным завершением — сандриком в верхней. С северной стороны сандрики имеют килевидную форму, подобно памятникам допетровского времени, а с запада и юга представляют собой оригинальное, присущее только данному строению, гребешковое завершение. Важнейшей темой художественного образа выступает пятиглавие, завершающее объем здания. Расположенные на глухих декоративно оформленных барабанах и покрытые бирюзовой черепицей главы придавали строению нарядный, праздничный вид. Внутреннее пространство церкви делится столбами с подпружными арками на два поперечных нефа, перекрытых сводами корытного типа. Круглые в сечении столбы, поставленные на прямоугольные основания, завершаются декоративными поясками из зубцов и сухариков». При церкви возвышалась каменная колокольня с девятью колоколами. Самый большой колокол весил 120 пудов и 22 фунта, самый маленький — 13 фунтов.
Р.К. Рахимов и Н.И. Муратов в своем архитектурном описании Воскресенской церкви (1758) отмечают, что она является интересным памятником архитектуры стиля московского барокко, отличающимся прекрасными пропорциями и богатством декора. «Церковь представляет собой небольшой приходской храм. К основному объему, состоящему из четверика с апсидой, трапезной и колокольни, в конце XVIII века пристроены два придела... С завершением строительства приделов храм приобрел оригинальную планировочную композицию. Все помещения перекрыты сводами. Трапезная — коробовым сводом с распалубками над оконными и дверными проемами, большой придел — цилиндрическим сводом, малый — сомкнутым сводом. Малый и большой приделы соединены арочным проемом. Основной объемной композицией храма является монументальный, перекрытый сомкнутым сводом двухсветлый четверик. Он завершается шатровой крышей и небольшой главкой на стройном глухом барабане. Западная часть церкви замыкается шатровой колокольней. Первый ярус колокольни — четверик, перекрытый сомкнутым сводом, второй — восьмигранный столп со сводными арочными проемами звена. Шатер завершается луковичной главкой на глухом барабане. Древняя часть здания (четверик и трапезная) сохранили первоначальный декор, характерный для русского барокко середины XVIII века. Оконные проемы украшают сложные гребешковые наличники с полуколонками и валиками. Декор оконных проемов приделов значительно отличается от оформления четверика и трапезной. Их наличники имеют несложную форму и плоский профиль. Фасады здания венчаются горизонтальными поясками поребриков и декоративных кирпичных кронштейнов (городков). Фасады четверика завершаются поясом из декоративных полукруглых закомар».
Вышеуказанными авторами составлен архитектурный паспорт и Успенской церкви (1763): «По своим размерам строение значительно превосходило остальные храмы |Чебоксар]. Монументальная двухэтажная одноглавая церковь являлась единственным памятником подобного рода на территории Чувашии. Храм трехпрестольный: в верхнем этаже — в честь Успения Божьей Матери, в нижнем — во имя святых мучеников князей Бориса и Глеба и во имя святой мученицы Гликерии. Строение состоит из центрального двухсветного четверика, на который поставлен широкий восьмерик, перекрытый восьмиложковым сомкнутым сводом. С востока примыкает двухэтажная трехчастная апсида, с запада — трапезная и колокольня. Особый интерес представляет декор строения. Успенская церковь — единственный храм в Чувашии, декорированный наличниками западноевропейского типа с лучковым верхом (оконные проемы четверика, апсиды и трапезный). Окна восьмерика обрамлены поздней разновидностью гребешковых наличников, состоящих из полуколонок и фигурного сандрика. Углы четверика, трапезной и восьмерика закреплены плоскими пилястрами. На уровне между первым и вторым этажами, по периметру здания, проходит профилированный пояс». Двухъярусная колокольня, построенная в первой половине XIX века, с ее профилированными карнизами-поясками, пилястрами ионического ордера «удачно дополняли сдержанный барочный декор храмовой части».