ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Выборы властных помощников.
В каждой деревне выбирали старосту и его помощников, которые подчинялись местной администрации и волостным сотникам. Они собирали подати, подавали органам власти сказки о количестве ревизских душ и различные сведения, докладывали властям о преступлениях и проступках крестьян, вели розыск беглых односельчан. Старосты и выборные менялись часто. Так, в деревне Ямашево Чарпоси тож Кувшинской волости Чебоксарского уезда старостами были в 1719 году — И. Казанбаев, в 1721 — С. Тозаков, в 1723 — И. Изанбаев.
С конца 20-х годов XVIII века в чувашских селениях стали назначать по «мирскому выбору» специальных сотников, пятидесятников и десятников «к искоренению воров и разбойников», «коих должность состоит смотрение иметь, чтоб не было в ведомстве их воров и разбойников и протчих пришлых и беспашпортных людей». Эти должности существовали до конца XVIII столетия.
В первой четверти XVIII века чувашские крестьяне выбирали из своей среды счетчиков для приема ясачных денег от волостных сотников и доставки этих денег в Казань или Москву, а также целовальников для приема ясачного хлеба. Для надзора за заповедными лесами, начиная с 1718 года, выбирали лесных надсмотрщиков (смотрителей) из крестьян (один — на 500 дворов). В 1725 году в Чебоксарском уезде было девять лесных смотрителей из чувашских крестьян.
Таким образом, устанавливая принудительный полицейский режим в системе низшего звена управления и налагая на «выборных» крестьян ответственность за остальных сельских жителей, царская администрация, в известной мере, заставляла самих крестьян служить укреплению господства феодалов над ними. Однако низшее звено управления не всегда было опорой местной администрации. Старосты с выборными иногда «утаивали души» во время ревизий, скрывали беглых, писали челобитные с протестом против злоупотреблений и произвола чиновников.
В среде государственных крестьян Чебоксарского уезда в XVIII веке имелось такое специфическое явление, как коштанство. Коштаны (выборные люди от общины, усвоившие русский язык) подавали от общины чувашских крестьян жалобы, вели тяжбы между общинами, участвовали в раскладке податей, проведении переделов земли. Первоначально они продвигались в качестве ходатаев перед властями, но зачастую становились агентами воевод, доносчиками.
Главной задачей воеводских канцелярий, как органов государственного управления, был сбор основных налогов: подушной подати и различных канцелярских доходов с подведомственной им территории. При канцеляриях специально выделялись люди для подушного сбора. Именно в обязанности таких канцеляристов входило составление окладных книг города, уезда. Воеводы следили за динамикой роста населения и вносили изменения в окладные книги.
По указу 1728 года воеводская канцелярия должна была принимать от помещиков и их приказчиков, архимандритов, игуменов и строителей монастырей, дворцовых управителей собранные от крестьян подушные деньги. Подтверждением могут служить следующие слова: «объявить старостам и крестьянам с подписками, чтобы... подлежащия в помещичий доход оброчныя по два рубли с каждой ревизской души в год деньги взносились обще с подушным платежем...». Через них же требовали выполнения всевозможных повинностей. Воеводы судили владельческих крестьян по челобитным лиц других сословий.