ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Подчинённость Чебоксар

Подчинённость Чебоксар.

По административно-территориальной реформе 1708 года Чебоксары с уездом вошли в состав Казанской губернии. Соответственно, чебоксарский воевода должен был подчиняться губернатору, однако значительная пространственная протяженность губернских земель и возникшие, поэтому трудности во взимании налогов привели к формированию крупных промежуточных образований между губернией и уездом. По указу от 14 октября 1710 года все губернские земли были разделены по долям. В Казанском губернаторстве оказалась 21 дольная земля. Указом от 28 января 1715 года правительство сделало начальниками доль ландратов. Согласно указу, в случае наличия государевых военных в населённом пункте, его делами распоряжался комендант, в случае отсутствия гарнизона делами города и доли занимался ландрат.

Ландраты оказались в двояком положении. С одной стороны, в качестве правителя или начальника доли ландрат был представителем местного суда и управления и находился под начальством губернатора. Эту сторону дела подтверждают как законодательные, так и архивные источники. По указу от 28 января 1715 года выплата жалованья приказным людям назначалась в следующих размерах: губернаторам по 1200 рублей, ландратам же 120 рублей. Суммы выплат явно демонстрируют возможности чиновников и их подчиненность. С другой стороны, ландраты составляли совет при губернаторе, где они должны были консультировать и помогать принимать важные решения находясь в его непосредственном подчинении, причем ландраты по указу выбирались только из дворянства и только дворянством.

Подчинённость Чебоксар-001

Помимо ландратов в системе управления имелись воеводы и коменданты. Основная их роль заключалась в выполнении распоряжений центрального правительства. Общий объем деятельности приказных органов увеличился, что было вызвано ростом денежных и хлебных ясачных платежей, введением новых видов денежных сборов и рекрутчины. Фискальные интересы государства вызвали частое проведение переписей: в 1710 и в 1716 — 1717 годах (ландратская).

Вторая областная реформа.

В 1719—1720 годах, с учетом преобразований в системе высших государственных органов, была проведена вторая областная реформа, по которой территория каждой губернии была разделена на некоторое число новых областных единиц — провинций. Согласно указу об учреждении провинций от 29 мая 1719 года, Чебоксары вошли в состав Свияжской провинции Казанской губернии. Введение в жизнь новых областных единиц означало не только изменения в территориальном отношении. В течение 1719 года появляется ряд новых местных органов, среди которых центральное место занимает фигура воеводы. Если ранее уездный воевода мог сноситься с центральными органами самостоятельно и получал распоряжения из «первых рук», то реформа 1719 года выстроила строгую вертикаль власти, просуществовавшую без особых изменений до преобразований последней четверти XVIII века. Губернская канцелярия, получив распоряжение или указ Сената, отправляла их копию в канцелярию провинциального воеводы. Там указ вновь копировался и рассылался уездным воеводам. Корреспонденция об исполнении указов, прошения, денежная казна проделывали обратный путь: от уездного воеводы до центральных органов власти.

Подчинённость Чебоксар-002

Воеводская канцелярия была не единственным представителем новой областной администрации. Законодательные источники предлагают нашему вниманию еще несколько персонажей. Одним из них являлась фигура земского комиссара, который возглавлял дистрикт (уезд) — новую административно-территориальную единицу провинции. Согласно инструкции от 1719 года, основная его задача состояла в том, «чтобы он в поверенном ему уезде в надлежащее и указанное время все Его Царского Величества доходы собирал и прописывал, кроме пошлин». Помимо выполнения этой главной обязанности, земский комиссар должен был: присутствовать при переписи населения уезда; следить за составлением месячных смет, валового счета; наблюдать за военным постоем, чтобы военные были в довольствии, но и крестьян при этом не обижали, а тягость от постоя ложилась на крестьян поровну; стараться, чтобы мосты и дороги были в хорошем состоянии; осведомляться о том, чтобы на территории уезда не было беглых солдат, драгун, матросов и гулящих людей; поддерживать христианскую веру. Инструкция указывала на подчиненность земских комиссаров и предписывала им быть под губернаторским или воеводским ведением.

Административная реформа 1719—1722 годов.

Обозревая содержание инструкции, можно отметить две характерные детали: первая заключается в том, что основной функцией земских комиссаров являлся сбор налогов, вторая — что многие пункты инструкции земских комиссаров повторяют пункты воеводской инструкции. Это неудивительно, поскольку земские комиссары входили в состав воеводских канцелярий. Точно так же обстояло дело с другим новым органом, учрежденным в серии административной реформы 1719—1722 годов. Речь идет об институте земского камерирства. Земские камериры, или надзиратели, изначально были созданы для выполнения финансовых функций. Все пункты инструкции земским камерирам от 1719 года относились к финансовой деятельности. Неполный перечень их должностных обязанностей выглядел следующим образом: главная обязанность надзирателя — следить за всеми доходами и сборами; вести переписную книгу, чтобы строго собирать подати; контролировать подчиненных земского рейнтмейстера (казначея) и земских комиссаров и так далее.

Подчинённость Чебоксар-003

Целесообразно условиться относительно содержания понятия «воевода», с которым нам в дальнейшем придется иметь дело. Это не воевода XVII века, не просто приказное начало на местах. Петровская реформа вложила в этот термин новый смысл, который можно проследить, проанализировав инструкцию воеводам от 1719 года. Инструкция включает несколько пунктов, по которым деятельность воевод должна была распространиться на самые различные области управления. Не вдаваясь в подробности документа, хотим лишь отметить, что воевода был обязан выполнять следующее: охранять подведомственную территорию, регулировать взаимоотношения между военным и гражданским населением при будущем расположении полков на уезды, осуществлять контроль над сбором налогов с людей, подведомственных воеводской канцелярии. Уже из этого, далеко не полного, перечня видно, что правительство возлагало на воевод чересчур большую ответственность, выполнить все эти обязательства воеводы не смогли бы просто физически.

В реальности, судя по документам, воеводы сосредоточивались на исполнении финансовых функций, среди которых немалое место занимало обеспечение исправного сбора всех статей доходов.

Налогообложение крестьян, ясак.

До 1724 года основным видом подати и единицей (мерой) обложения чувашских крестьян, называвшихся в то время ясачными чувашами, являлся ясак, в котором сочетались и государственный налог, и земельная (феодальная) рента. Если по отношению к русским владельческим и дворцовым крестьянам с 1679 года за место посошных платежей взят был подворный вид сборов, то ясачные не русские местные жители, родители их проживавшие под пятой Казанского ханства, в начале XVIII века обязывали вносить ясак. Ясачная система представляла собой фиксированное поземельное обложение. На территории Чувашии один ясак исчислялся с 15—20 десятин пашни и 10 десятин сенокоса. Объем платежей, падавших на один ясак, менялся. В начале XVIII века, из-за военных действий в которых вынуждена была участвовать Россия в Северной войне, а также из-за строительства и восстановления домов в городе Санкт-Петербург, сборы налогов с ясачных чувашей, и с земельных русских крестьян, был значительно повышен. В 1704—1705 годах был переобложен ясак. Ясачные чуваши с 1704 года по 1723 год платили «по семи рублев по одному алтыну по четыре деньги ясака... да провианту ржи по осмине, муки по две четверти, овса по чети с ясака же». С 1724 года и ясачные чуваши, и служилые чуваши стали государевыми крестьянами, обязаны были платить государственный налог с каждого мужика поначалу 74 копейки, а потом 70 копеек, и налог связанный с землёй — оброк считаемый в 40 копеек (отменены другие налоги и барщины с владельческих крестьян). Подушную подать по 70 копеек с мужчин вносили также в течение всего XVIII века и помещичьи, и дворцовые, и церковно-монастырские (до 1764 года), и экономические (с 1764 года) крестьяне, и определенные группы посадского населения. Размер подушной подати с государственных крестьян также не менялся вплоть до начала XIX века, но оброк с них, по мере роста оброка владельцам с помещичьих крестьян, царское правительство увеличивало: с 1745 года — 55 копеек, с 1760 года — 1 рубль, с 1762 года — 1 рубль 50 копеек, с 1768 года — 2 рубля, с 1783 года — 3 рубля. Так, например, увеличение оброка с государственных крестьян до одного рубля царский указ от 12 октября 1760 года мотивировал тем, что «помещики доходов своих ниже рубля с души почти нигде не получают; а дворцовые крестьяне и синодальные крестьяне по рублю с души обложены и действительно платят... государственных крестьян с дворцовыми, синодальными и помещиковыми крестьянами сравнять надлежит». Несмотря на то, что по указу с введением подушной подати государственные крестьяне освобождались от натуральных сборов, в реальности они продолжали взыскиваться. Так, с чувашских крестьян продолжали собирать хлеб, муку.

Подчинённость Чебоксар-004

Не все категории населения уезда несли одинаковое обложение. Так, на особом положении оказались служилые люди края. В начале XVIII века они еще привлекались к военной службе. Однако в 1718 году правительство приписало служилых чувашей, мурз, татар, марийцев и мордву к «лашманской» повинности: заготовке корабельных лесов (правобережье Чебоксарского уезда славилось ценными нагорными дубравами — корабельными рощами. В уезде они составляли 14041 десятин 1072 квадратных сажени). Лашманы (приписные к Адмиралтейству) помимо своей основной функции обязаны были платить налоги и отбывать повинности. На протяжении столетия положение лашманов менялось, исчезали остатки их былых привилегий. К концу века эта категория слилась с государственными крестьянами.